Найти в Дзене

Где был счастлив...

Летнее небо раскинулось над землёй звёздным шатром. Над вечерним городом плыла лёгкая дымка. Далёкие огни автомобильной трассы казались продолжением звёздного неба. Молодой мужчина стоял у открытого окна и задумчиво рассматривал переливающиеся огни. – Нет, Саня, ты скажи… Чего тебе не хватает?! – с жаром спрашивал его приятель, который зашёл в гости, чтобы решить одно маленькое дело. Хотя это самое дело было, скорее, предлогом. А главное – это был задушевный философский разговор за чаем. – Вроде же всё хорошо у тебя в жизни. Здоровье отменное, семья крепкая, работа интересная! А ты всё куда-то рвёшься! – Эх, не понимаешь ты меня, Лёха, не понимаешь… – сокрушённо покачал головой Саня. – Так как же тебя понять?! – горячился друг, отхлёбывая чай из большой чашки. – Ну вот, чувствую я, не хватает мне чего-то. Вроде всё хорошо, а полноты жизни не ощущаю. Жизнь, как недоделанный обед. Первое, второе и компот. Но суп несолёный, а второе без гарнира, и компот будто разбавили! – Да ничего тебе

Летнее небо раскинулось над землёй звёздным шатром. Над вечерним городом плыла лёгкая дымка. Далёкие огни автомобильной трассы казались продолжением звёздного неба. Молодой мужчина стоял у открытого окна и задумчиво рассматривал переливающиеся огни.

– Нет, Саня, ты скажи… Чего тебе не хватает?! – с жаром спрашивал его приятель, который зашёл в гости, чтобы решить одно маленькое дело. Хотя это самое дело было, скорее, предлогом. А главное – это был задушевный философский разговор за чаем.

– Вроде же всё хорошо у тебя в жизни. Здоровье отменное, семья крепкая, работа интересная! А ты всё куда-то рвёшься!

– Эх, не понимаешь ты меня, Лёха, не понимаешь… – сокрушённо покачал головой Саня.

– Так как же тебя понять?! – горячился друг, отхлёбывая чай из большой чашки.

– Ну вот, чувствую я, не хватает мне чего-то. Вроде всё хорошо, а полноты жизни не ощущаю. Жизнь, как недоделанный обед. Первое, второе и компот. Но суп несолёный, а второе без гарнира, и компот будто разбавили!

– Да ничего тебе не разбавляли, Саня! Зажрался ты просто. Ну зачем тебе переться в эту глушь?! Какой там может быть гарнир с компотом?

– Понимаешь, я там был счастлив!

– Когда был-то?! Тебе сейчас тридцать один? А был ты там последний раз лет в шесть!

– И ты не представляешь, как я в шесть лет чувствовал полноту жизни!

– Двадцать пять лет прошло! Что ты там помнишь?

– Всё помню, Лёха, всё! Мне очень нужно туда попасть. Только там я смогу снова ощутить это счастье!

– Ага, вот я сейчас к тебе в гости пришёл… и никакой радости от старого друга! – обиженно сказал Лёха.

– Маринка в соседней комнате, наверное, совсем не любимая жена. Квартира у тебя, трёхкомнатная сырая пещера! Сплошное мучение!

– Нет… никто меня не понимает! – Саня с досадой закрыл окно.

У Саши Кузнецова был не то кризис среднего возраста, не то какая-то депрессия. То, что раньше радовало и приносило удовлетворение как будто стало выдыхаться. Как газировка, которую оставили надолго открытой. Сначала пузырики весело и энергично выплёскивались из бутылки, и именно такой наполненной была у Саши жизнь раньше. Но год назад волшебные пузырьки Сашиной жизни выветрились окончательно. Как человек активный он пробовал настойчиво всё вернуть обратно. Встречи с друзьями, отдых с женой на море, какие-то давно забытые хобби. Всё это давало небольшой всплеск радости, который очень быстро скатывался в серую обыденность. И когда Саша уже совсем отчаялся и решил, что так будет всегда, он вдруг вспомнил себя в возрасте шести лет.

Тогда он часто гостил у папиного брата на даче. А по выходным приезжали родители и все вместе ездили на машине за грибами. Вечером папа часто отвозил всю семью к лесному озеру. И вот там Саша получал совершенно необычайные переживания. Он хорошо помнил тот первый раз, когда они оставили машину на поляне и пробирались по лесной тропе. Он тогда ещё подумал — куда это папа ведёт всех? Они шли пока из-за деревьев не появилось озеро… Саша вышел на небольшой берег, который сразу круто обрывался к воде. И у него захватило дух.

Солнце клонилось к горизонту, ярко освещая кроны деревьев. С одной стороны надвигалась грозовая туча, а с другой было ясное небо с большими облаками. Озеро отражало и солнце, и грозное тёмное облако. Саши показалось, что под водой находится чёрная бездна, которая сталкивается с чем-то голубым и ярким. Недалеко от берега стояла по пояс в воде стройная девушка. Её длинные волосы скользили по воде и сливались с подводной бездной. Девушка стояла неподвижно. В воздухе отчаянно пахло летом. Где-то очень далеко катился тяжёлым переливом гром, а на его фоне чуть шелестела вода, сливаясь с лёгким шёпотом деревьев на ветру.

И тут Сашку, что называется, «накрыло». Его будто вынесло из тела, и он ощутил себя и бескрайним небом, и водной гладью, и шелестом травы. И такая в этом всём была радость и спокойствие, и такое чувство, что вернулся домой. Только не в тот дом, где он жил в городе. А совсем другой, вселенский, вечный. В тот дом, в котором счастье никогда не прекращается…

Это воспоминание посетило Сашу в тот момент, когда он почти совсем отчаялся ощутить хоть какую-то радость жизни. Он зацепился за воспоминание, как за тонкую соломинку. И даже на пару секунд в нём промелькнуло то переживание из детства. Хотя эти чувства промелькнули, как искра и тут же исчезли, Саша почувствовал воодушевление. «Вот оно! Нужно найти то озеро!»

Полуразвалившиеся ступеньки перрона упирались в тропинку, уходящую в лес. Саша смутно помнил дорогу к небольшому посёлку. В общем-то, помнить было особо нечего. Иди себе по тропинке, пока не придёшь. Сначала сбоку от тропинки должен появиться огромный гранитный валун. Потом тропинка начинала петлять, и нужно было смотреть под ноги, чтобы не наступить в небольшие, но глубокие лужи, если недавно был дождь. Потом небольшой мостик из брёвен, вросший в землю, потому как ручей, через который он вёл, пересох и сровнялся с землёй. А там уже и луг, а за лугом посёлок.

Вот и гранитный валун. Надо же, всё было так же как 25 лет назад! Саша подошёл к камню. В детстве он любил по дороге останавливаться возле него и трогать руками его шершавые бока. Камень ему представлялся большой сказочной черепахой. От этого настроение у маленького Саши становилось волнительным. Появлялось предвкушение чего-то сказочного. Казалось, камень на самом деле сейчас медленно поползёт по дороге.

Саша приложил руку к камню. Вроде такой же шершавый, но никаких сказочных переживаний он не ощутил. Камень, как камень! Саша вздохнул и уже хотел пойти дальше.

– Интересный камушек! – к камню подошёл худенький старичок. – Я его часто разглядываю.

– Наверное… не знаю, – Саша пожал плечами.

– А ты посмотри внимательнее! Как мох на нём растёт, – старичок погладил камень рукой и улыбнулся.

– Я вот на озеро лесное приехал посмотреть, – сказал Саша.

– Так ты и на озеро посмотри и на камень, и на деревья! – старичок улыбнулся. – Я вот каждый день сюда прихожу. Врачи недавно сказали, болезнь у меня плохая. Времени у меня мало осталось. Может год… Я теперь каждый день живу, как последний. Не знаю смогу ли завтра сюда дойти. А как дойду, такая радость у меня появляется! Смотрю – и каждой травинке радуюсь, каждому листочку! – глаза у старика заслезились.

– У меня в жизни много чего было. Суетился чего-то, нужно было то одно, то другое. А вот счастья я как-то и не чувствовал. Думал, ещё успею. Думал, нужно все дела сделать – тогда и счастье будет. А дела-то так и были до самой пенсии. Вот эти все листочки, да камушки ерундой казались. А тут получается, время-то и вышло моё. Совсем немного моего времени осталось! Тут я и понял, сколько всего я не замечал. Мог ведь каждый день любой малости радоваться.

Саше стало как-то не по себе. Подул лёгкий ветерок и, будто от этого ветерка, что-то очень холодное и мерзкое заползло Саше за шиворот. Он поёжился.

«Вдруг я тоже сюда приехал последний раз! Смогу ли я приехать сюда ещё через 25 лет?» – подумал он.

– Так что ты не спеши. Успеешь ещё и до озера дойти, и в город вернуться. Оглядись… какая красота вокруг! А мне ещё нужно сегодня много чего успеть! На завтра не могу откладывать!

Старичок развернулся и пошёл в сторону станции. Саша поднял голову и посмотрел вокруг. Его восприятия стало каким-то иным, будто из глаз вынули мутное стекло. Всё стало прозрачным и чётким. Небо над головой было не просто голубым, а в нём появилась какая-то водная глубина. Сашка облокотился спиной о камень, задрав голову. Облака были похожи на огромные айсберги, плывущие по голубому океану. Он вспомнил как в детстве любил смотреть в небо и узнавать в облаках очертания разных фигур, животных, людей…

И сейчас он увидел облако, бока у которого разлохматились подобно крыльям у птицы. А следом эту птицу догоняла голова с большим носом. Образы менялись один за другим. Саша потерял счёт времени. Ему стало спокойно и хорошо.

К камню выбежала взволнованная женщина.

– Извините, Вы не видели мальчика? Не пробегал здесь?

– А что случилось что-то? – спросил Саша, которого вопрос женщины очень резко выдернул из состояния созерцания. Он почувствовал себя так, как если бы его неожиданно разбудили утром во время самого сладкого сна.

– Лучше бы не случилось! – женщина прижала руки к груди. – Он такой упрямый у меня! Не взяли с собой его корзинку любимую. А он хочет грибы собирать! И побежал в лес! Я его зову, а он где-то откликается, но я не могу его найти!

И тут Сашу озарило одно воспоминание из детства. Они шли с дядей со станции в посёлок. Маленький Саша решил пошутить и спрятаться от дяди. Он быстро забежал в лес и увидел большое дерево, перед которым росла высокая трава. Он хотел спрятаться за это дерево, но как только он зашёл в траву, неожиданно его ноги провалились в землю. Видно там была чья-то старая нора. Саша по пояс крепко увяз в земле. Выбраться у него не получалось. Стало очень страшно, он начал громко звать дядю. Но высокая трава надёжно скрывала его со всех сторон. Дядя не на шутку перепугался. Бегал по лесу, стараясь определить положение племянника по его испуганным крикам. Еле-еле нашёл и помог выбраться. Влетело Сашке в тот день крепко…

Но главное Саша запомнил это место! Потому как оно было совсем недалеко от утопленного в землю мостика через пересохший ручей.

– Я, кажется, знаю, где может быть мальчик!

Он быстро пошёл вперёд. Женщина шла вслед за ним, тихо причитая. Приятное и одновременно волнительное чувство охватило Сашу. Он почувствовал, что прямо сейчас делает нечто важное. Не только для этой незнакомой женщины. Для всех…

Вот и мостик! Кажется, где-то здесь он маленьким убегал в лес. Саша свернул с тропинки, прошёл между деревьев. Точно! Вон то большое дерево, а перед ним трава.

– Саша! – вдруг громко крикнула женщина. Саня вздрогнул. У него перехватило дыхание. Всё происходящее показалось ему сном.

– Мама! – донеслось из травы.

– Дальше не ходите! Провалитесь! – Саша, аккуратно раздвигая траву, стал пробираться вперёд, пока не увидел мальчика, по пояс увязшего в земле.

– Привет, тёзка! Хватай меня за руку.

Вскоре они вместе вернулись к женщине на тропинке. Женщина сначала подбежала и крепко обняла мальчика. Ну а потом, как и полагается, мальчик получил свой подзатыльник и обещание три дня не ходить на прогулку. Когда ритуал материнской противоречивой любви был завершён, Саша спросил:

– Не знаете, как добраться до лесного озера? Оно тут было когда-то… Все из посёлка туда купаться ездили.

– Знаю, конечно! Мой муж в ту сторону на машине собирается. Он Вас и отвезёт.

Вся компания двинулась в сторону посёлка. Саша обратил внимание, что чувствует себя совсем не так, как пару часов назад. Что-то изменилось в нём. Тело наполняло приятное спокойствие и тепло. На душе было радостно. На чтобы он ни посмотрел, всё было красиво, на каждую мелочь хотелось любоваться. Да ещё к этому подмешивалось ощущение сделанного хорошего дела. Это было совсем не те ощущения мимолётных удовольствий, как, например, полежать на курортном пляже или с друзьями наесться от пуза в ресторане. Всё это было приятно, безусловно, но не так… Как-то мелко, преходяще. А то, что чувствовал Саша, было совсем другое.

Лес закончился и все трое вышли на луг.

– Вы знаете, идите, я Вас догоню! – сказал Саша женщине.

Он встал и закрыл глаза, глубоко вдыхая чистый воздух, наполненный летними ароматами. В этом летнем букете запахов можно было утонуть. Сашке показалось, что он ощущает запах каждой травинки, каждого листочка. Что он может различить каждый из тысячи маленьких ароматов. Где-то в дали глухим раскатам ударил гром. Саша открыл глаза. Небо разделилось на две части. С одной стороны грозовые тучи сталкивались с белоснежными облаками. Луг уходил в горку и где-то далеко сливался с небом.

Сашку будто вынесло из тела. На лесное озеро уже не надо было спешить. Он вернулся домой...