Найти тему
Athanor ceramics & glazes

Как исчезает русская керамика

Da locum melioribus

или последний гвоздь в крышку гроба Скопинского керамического промысла

В ноябре 2021-го года я один день провёл в Туле, потому что это одно из двух мест во всей России (почему я не удивлён), где режут гипсовые формы для литья керамики. Производство расположено в бывшем здании тульской гармонной фабрики. И только я хотел порассуждать о том, что бренд тульской гармони есть, а производства нет, и что местный промысел филимоновской игрушки так и остался в зачаточном состоянии, как мне позвонила маман и сообщила о закрытии керамического завода в Скопине, что под Рязанью. Я чекнул местные газеты - действительно, производство было убыточным последние несколько лет, а работникам (на заводе трудилось всего 39 человек) уже 3-4 месяца не выплачивали зарплату. Предприятие официально объявлено банкротом, и что будет с производством и местным музеем с уникальными экспонатами - загадка.

Слава о скопинских гончарах распространилась уже в конце XVII века, а первые упоминания датируются XII веком. Даже имя одного из мастеров сохранилось - Демка Киреев, сын Бердников. А гончарный круг в то время, скажу честно, освоить было под силу не каждому: помимо крепких рук и сильных ног надо было обладать обострённым чувством формы, развитой мелкой моторикой, ну и редкими технологическими знаниями об обжигах, конечно.

-2

В середине XIX века скопинские мастера освоили технику глазурованной керамики, перенятой у липецких мастеров, - и это прославило их на всю страну. Тогда братьями Оводовами была основана первая мануфактура по произодству керамики в городе в 1860 году. Творческое соперничество между ними и мастером Михаилом Андреевичем Жолобовым, жившим по соседству, дало мощнейший толчок всей отрасли: производству и садово-парковой скульптуры, и хуложественной черепицы, и кухонной утвари с детализированными фигурами, по которым и можно узнать скопинскую керамику. Тончайшая лепнина растительных узоров вплеталась в мастерски вылепленные фигуры мифических существ всех мастей: квасники и братины, кувшины и чайники венчали драконы, птицы (включая белогрудую скопу - местный тотем) и даже Полкан - русский богатырь-полуконь. Были отработаны техники медных, железных и марганцевых глазурей, многочисленные техники лепки и технологии обжигов.

-3

В 1900-м году изделия скопинских мастеров уже экспонировались на Всемирной выставке в Париже. На тот момент в городе помимо производства Оводовых активно действовало около 50 частных мастерских. После этого наступил паралич производства. Революция разрушила понятия авторства, поставивив проищводство на поток и обратив керамику в сферу услуг, а войны вырвали из рядов местных умельцев практически всех мастеров. В 1948 году, когда в Скопин приехали работники НИИ художественной промышленности, в городе осталось всего два мастера: Михаил Иванович Тащеев и Михайлович Пелёнкин. Также на помощь пришёл сын того самого Жолобова - Дмитрий Михайлович.

-4

К 1980-м годам производство в Скопине привлекло талантилвых гончаров: Нелли Насонову, А.И. Рожко, С.И. Полякова, А.В. Курбатову и М.А. Линёву. Это десятилетие стало последним предсмертным вздохом уникальной скопинской керамики. Что мы имеем теперь? Множество исторических экспонатов закрытого музея, 39 работников с уникальными знаниями без зарплаты и один разорившийся завод.

-5

Вывод. Бренд, будь то промысел или что-либо ещё, должен развиваться и оставаться актуальным. Да, поддержка государства больших производств очень важна. Но также у бренда должно быть правильное и вымеренное представительство в информационном пространстве, где все мы на данный момент оказались. Узнаваемый логотип, грамотное продвижение и активное вовлечение людей в историю и жизнь своего продукта - вот то, без чего сейчас не обойдётся ни один бренд. А иначе - уступи дорогу тем, кто сильнее.

Подписывайтесь на меня здесь, чтобы не пропустить новые интересные факты о керамике и рассказы о странных случаях из моей практики, а также в Телеграме, где я выставляю свою керамику и глазури ручной работы:

Athanor ceramics & glazes