Найти тему

Исследование концепции космополитизма мондиализма в современных условиях

“Исследование концепции космополитизма мондиализма в современных условиях”

1 Актуальность исследование:

Период холодной войны официально закончился распадом Советского Союза и победой капиталистической конструкции мира, но война продолжалась, переходя в мягкую фазу. То есть старым капиталистическим странам нужно закончить то, что они начали, распространив свои ценности по всему миру, и завершить это воплощением теории в реальность. Таким образом, процесс вестернизации мира является своеобразным воплощением идей космополитизма в реальность и подтверждает актуальность теории космополитизма, актуальность самой вестернизации в настоящее время, которую, конечно, необходимо остановить, потому что это надвигающееся зло, угрожающее уничтожить многообразие культур и провозглашение западной культуры - Мировой, что нехорошо, поскольку ни одна из существующих в настоящее время национальностей в них не имеет права на мировое господство и установление монокультуры.

Однако наряду с проблемой конфликта между Западом и Востоком, всплывает новая проблема- религиозный исламский экстремизм, лидеры которых также хотят объединить мир под началом Ислама, ярким примером которого на современный этап времени является ИГИЛ, руководство которой неосознанно воплощают в реальность идеи космополитизма т.е. объединения всех государств-наций в единое мусульманское планетарное государство. Таким образом мы уже постепенно идем по сценарию теории Хантингтона «Столкновение цивилизаций», после которого мир либо придет к космополитизму, либо наоборот расколется на множество полисов. Но процессы интеграции государств в различные экономические, политические, военные организации являются лишь одной стороной подтверждения актуальности идей космополитизма, к которому мир приближается посредством процессов интеграции.

2 Цель:

Целью данного исследования является исследование феномена космополитизма на разных уровнях, а именно, выявление признаков космополитического мировоззрения в условиях информационного общества.

Проблема исследования – отсутствие теоретического описания космополитического мировоззрения в условиях информационного общества.

Объектом исследования выступает феномен космополитизма.

Предмет исследования – влияние процессов информатизации и глобализации на космополитизм.

Методы исследования – философско-антропологический анализ, сравнительный метод, критический метод

На пороге к новому мироустройству можно наблюдать усложнение механизмов управления современным динамичным миром. Поэтому необходимо провести критический анализ текущих изменений для извлечения способов контроля над глобальными процессами. Стоит заметить, что последствиями процессов всемирной интеграции являются и кризисы масштаба всего мира. Сегодня, Глобализация не оставляет никаких шансов какой бы то ни было стране или народу безучастно наблюдать со стороны за происходящими событиями

Современный этап: возрождение космополитизма в интернет-пространстве. Динамичность развития информационного общества XXI века открывает перед современными исследователями широкие перспективы для анализа возможностей реализации разных утопических сценариев. В условиях сегодняшних процессов глобализации интернет выступает в качестве посредника между участниками всемирной коммуникации, свободно преодолевая географические, политические, религиозные и национальные границы, что потенциально создает основу для реализации идеи космополитизма в интернет-пространстве. Благодаря множеству различий, человек приходит к какому-то принципу или, по крайней мере, к толерантности к «иному», отличному от себя. В космополитизме возможно, найти зерна равенства и мира, а также парадигму всеобщей справедливости, которая сможет оппонировать преобладающим реалиям нищеты, войны, неравенства людей и т. п. Но ввиду всех тех возможностей, которые продемонстрировала глобальная информационная сеть, действительно ли она достигла своего потенциала в качестве арбитра между участниками всемирной коммуникации? Почему и как сможет развернуться концепция стоического космополитизма на арене интернета, я попытаюсь представить в пяти тезисах. В статье Cosmopolitanism and the Internet выделен ряд тезисов, иллюстрирующих соотношение интернета и стоического космополитизма, мы проанализировали их и добавила свою позицию в виде онтологического тезиса:

1.Онтологический тезис

С появлением киберпространства стало возможным говорить о становлении некой альтернативной реальности. Интернет-пространство есть специфическая предметная область «знаний», представленная в виде концептуальной схемы базы данных. Онтологическое представление «знаний» в интернете подвержено структурированию и синхронизации для удовлетворения информационных потребностей пользователей. Стало быть, киберпространство обретает некий онтологический, бытийственный статус.

2. Эпистемологический тезис

Значение феномена интернета для современной цивилизации сложно переоценить. Интернет модифицировал социокультурное пространство, конституируя фундаментальную установку постмодернизма на Аутентичность культуры в целом. Аутентичный характер функционирования интернета проявляется том, что приоритетным принципом организации является не жестко центрированный и иерархический, а сетевой принцип. Это повлекло за собой существенные изменения культуры, поскольку появилась возможность мгновенного распространения информации. В рамках этой идеи обретает жизнеспособность концепция цивилизационного поворота, обусловленная идеей диалога различных культурных традиций в контексте глобальной цивилизации, зиждимой на презумпции этнического полицентризма. Более того, информация в интернете носит плюральный характер, так как находится в свободном доступе. Однако, не вся информация в интернете аутентична, в том смысле, что может не соответствовать условиям знания, понимаемым в традиционном философском подходе как обоснованное истинное убеждение. По Платону, информация может считаться знанием в том случае, когда соответствует трем условиям тройственной теории знания: мнение, истина, обоснование. Соответственно, не вся информации в интернете, понимаемая не более чем данные, является знанием. Согласно стоицизму, разум проявляется в постижении логоса – всеобщего знания, абсолютной истины. Именно с развитием логоса человек может прийти к мудрости. Асмус В. Ф – (Асмус Валентин Фердинандович Русский философ, историк философии, логик и литературовед, педагог, видный деятель советской культуры) Знание недостаточно для обретения мудрости, хотя и является необходимым. Космополитизм стоиков, прежде всего, требует постижения не столько знаний, сколько мудрости, понимаемой как способ жить добродетельной жизнью. На данном этапе своего развития, интернет может снабдить знаниями, возможность же выступать в качестве носителя некоторой «мудрости» реализует себя частично.

3. Этический тезис Космополитизм – центральное убеждение стоической философии. Разум, имманентно заложенный в каждом человеке, подтверждает его сопричастность Космосу, который и есть олицетворение божественного разума. Космополитизм стоиков основывается на суровой этике долга – долга перед собственным народом и государством. Стоическая добродетель заключается в необходимости ставить общее благо выше личного, активно участвовать в общественных делах. Мысль, Мораль, как считали они, выводит человека на «бескрайний простор космоса». Согласно стоическому убеждению, мы как люди достойны уважения исключительно на основе нашей общей человечности, фундаментальной чертой которой является наша общая и присущая нам разумность. Поэтому человек как гражданин мира обязан заботиться о благополучии своих собратьев, исходя не из государственных границ, а из глобального чувства справедливости. Интернет конституирует пространство непосредственного взаимодействия, соучастия на уровне не физическом, но на уровне взаимодействия сознаний. Причем поддержка связи из любой точки мира и в любое время, возможность соучастия в жизни близких людей посредством видеосвязи, электронных сообщений, «лайков» указывает на гуманизацию общества в целом.

4. Метафизический тезис

Интернет изменяет наше представление о личности. Традиционно личность конституируется национальными, религиозными, гендерными, расовыми и социальными характеристиками. Коммуникация в интернете становится коммуникацией бестелесных умов, свободных от любых ограничений, препятствующих разумному диалогу между людьми. Ментальное взаимодействие в интернете осуществляется в соответствии со стоическим космополитизмом, уравнивающем перед лицом этого мирового закона всех людей. Интернет предоставляет возможность диалогического общения, исключая фактор телесности, что, несомненно, существенно в ситуациях травм, инвалидности и т.п. Рациональная коммуникация в глобальном масштабе требует единого языка. Английский язык, как современный lingua franca, выступает в роли посредника между участниками глобальной коммуникации. Интернет-взаимодействие возможно за рамками любых языковых, пространственных, формальных препятствий, что, в свою очередь, делает космополитизм потенциально возможным.

5. Эмпирический тезис

Начиная с преобразований полисов Древней Греции в мировую империю Александра Македонского, глобализация мира, которая продолжается через последующие военные завоевания и колонизацию мира различными империями, достигает своей высшей точки в экономике сообразно господствующему влиянию экономики на все стороны жизни современного мира. Эти этапы глобализации непреднамеренно и парадоксально заложили потенциальный фундамент для реализации космополитизма, в частности, в интернет пространстве. XXI век снова актуализировал космополитизм, с бурным развитием информационных технологий его сценарий переносится уже на арену интернета. Насколько утопичен или реалистичен онтологический проект космополитизма в технологической версии сложно оценить однозначно, однако, на мой взгляд, он приобретает вполне реальные очертания. В данном параграфе мне удалось выполнить вторую задачу – выявить потенции возрождения стоического космополитизма в интернет-пространстве. Обобщая все вышесказанное, еще раз подчеркну, что, во-первых, киберпространство обретает онтологический, бытийственный статус, поскольку в интернет-пространстве, представленном в виде концептуальной схемы базы данных, онтологическое представление «знаний» подвержено структурированию и синхронизации для удовлетворения информационных потребностей пользователей. Таким образом, онтологический тезис выполняется. Во-вторых, информация в интернете носит плюральный характер, так как находится в свободном доступе, однако, не вся информация в интернете является знанием. Если согласно стоицизму, разум проявляется в постижении всеобщего знания, и именно с развитием логоса человек может прийти к мудрости, то на данном этапе своего развития интернет может снабдить знаниями. Знание у стоических философов все же недостаточно для обретения мудрости, хотя и является необходимым. Космополитизм стоиков, прежде всего, основывается скорее на постижении не столько знаний, сколько мудрости, понимаемой как способ жить добродетельной жизнью, а значит, интернет частично реализует себя как носитель некоторой «мудрости». Можно полагать, что эпистемологический тезис частично выполняется. В-третьих, стоический космополитический взгляд на человека заключался в высокой оценке морального долга. Согласно стоическому убеждению люди достойны уважения исключительно на основе нашей общей человечности по признаку разума. Интернет конституирует пространство непосредственного взаимодействия, соучастия на уровне не физическом, но на уровне взаимодействия сознаний: поддержка связи из любой точки мира и в любое время, возможность соучастия в жизни близких людей посредством видеосвязи, электронных сообщений, «лайков». Следовательно, в интернете выявляются потенции гуманистического содействия друг другу, а значит, этический тезис обосновывается. В-четвертых, можно утверждать и выполнение метафизического тезиса, поскольку выше мы доказали, что интернет-взаимодействие возможно за рамками любых языковых, пространственных, формальных препятствий, изменяя наше представление о личности. Английский язык выступает в роли посредника между участниками глобальной коммуникации. Ментальное взаимодействие в интернете осуществляется в соответствии со стоическим космополитизмом, уравнивающем перед лицом этого мирового закона всех людей. Интернет предоставляет возможность диалогического общения, исключая фактор телесности, что существенно в ситуациях травм, инвалидности и т.п., что делает космополитизм потенциально возможным. И в-пятых, глобализация заложила потенциальный фундамент для реализации космополитизма в интернет-пространстве на практическом уровне, следовательно, выполняется эмпирический тезис.