Картина "Кто подставил кролика Роджера" обладает сюжетом классического нуара и вполне нуарным названием (мало ли было причудливых прозвищ у героев гангстерских фильмов?).
Действие происходит в 1947, во время расцвета жанра. Боб Хоскинс играет частного детектива Валианта, мрачного, спившегося неудачника. Валиант кругом в долгах. Его женщина вынуждена работать в убогом шалмане и наливать ему нахаляву. Бизнес Валианта пошел под откос, когда был жестоко убит его брат, он же – коллега и напарник. Валиант не смог пережить эту трагедию. Впечатлительный сыщик зарекся работать в раёне, где произошло убийство, а потом начал заливать за воротник. Каждое утро начинается у него с опохмелки. Но вот ему подбрасывают дельце, совершенно плёвое. Заказ следует от босса киностудии. Валиант должен сделать снимки, компрометирующие певичку Джессику, жену киноартиста "кролика" Роджера, которая изменяет супругу направо и налево. Но Валиант даже предположить не мог, во что выльется это пустяковое дело…
Как можно видеть, фабула отчасти напоминает "Китайский квартал". Частный детектив, начав выслеживать очередную "неверность", оказывается в эпицентре афёры муниципального масштаба. Как и в любом нуаре, тут есть роковые женщины, пороки и довлеющий надо всем злой рок, не хватает только рок-н-ролла – до записи первого рок-н-ролльного хита Билла Хейли не хватило нескольких лет. Но отсутствие рок-н-ролла с лихвой заменяют мультипликационные персонажи, которые действуют в фильме наравне с настоящими актерами и превращают ленту Земекиса в самый необычный нео-нуар в истории кино.
Подобно "Мстителям" Уидона, в "Кролике Роджере" собраны персонажи различных классических диснеевских мультфильмов. Однако еще больше героев придуманы специально.
Невероятно круто обыгрывается взаимодействие живых людей с рисованными персонажами, возникает целый новый мир, необыкновенный и при этом убедительный. Фильмов, где убедительно изображался бы "альтернативный мир", не так уж и много. Из последних можно вспомнить, например, "Район №9", где людям пришлось жить бок о бок с инопланетянами, причем, не какими-то там "исследователями", а рабами, отребьем из далекого космоса.
Интересно, что сперва фильм предлагали снять Терри Гиллиаму, сочтя, что он – главный мастер по экранным безумствам. В "Кролике Роджере" действительно безумная мельтешня, но Терри Гиллиам ненавидит мультики. Его привлекает не "веселая карусель" в духе "Тома и Джерри", а мрачноватый театр абсурда в духе Ионеско. Фильм стал снимать Роберт Земекис.
Он проделал громадную работу и получил прекрасный результат. Земекис – четкий режиссер. Всё в его фильмах логично построено, ничего не упущено. Несмотря на бешеный драйв, скорее присущий короткометражным анимационным фильмам "Уолт Дисней пикчерс", "Уорнер бразерз" и "МГМ", чем "нормальному" полнометражному игровому кино, зритель ни на секунду не забывает, что смотрит в первую очередь неонуар (снятый в сочном цвете "technicolor") – пародийный, изобилующий гэгами – но все-таки нуар со своей связной историей.
Земекис горазд на выдумки, фильм искрится фантазией. Например, есть классный эпизод, отсылающий к историческому моменту в истории кино: появлению цвета. Черно-белый персонаж старинного диснеевского мульта Бетти Буп вынуждена работать официанткой в ночной клубе, потому что развитие технологий оставило ее за бортом кинобизнеса.
Но вот что. Беда! Похоже, что во время работы над "Кроликом Роджером" Земекис переспал с Джессикой и заболел какой-то опасной мультболезнью. Идея снимать мультики более не оставляла его. 80-е и 90-е были очень удачными для режиссера в плане кинокарьеры. Он штамповал хит за хитом. А потом переключился вдруг на 3D-мультфильмы! Они неизменно проваливались в прокате, но Земекис продолжал с дьявольским упорством их снимать. И вот что любопытно: во всех его мультфильмах использовалась технология "motion capture" — то есть, под анимационной оболочкой скрывался живой актер. То есть, как и в "Кролике Роджере", люди у Земекиса перемешались с мультгероями! Земекис застрял между мирами, как какой-то шаман! До сих пор одной ногой он стоит в нашей реальности, а другой ногой – в реальности анимационной. Ужас! ((
Оценка: 8,5 из 10.
Режиссер: Роберт Земекис.
Сценарий: Джефри Прайс, Питер С. Симен (по роману Гари Вульфа),
Оператор: Дин Канди,
Композитор: Алан Сильвестри.
В главных ролях: Боб Хоскинс, Кристофер Ллойд.
В ролях: Кэтлин Тернер, Джоанна Кэссиди, Чарльз Флайшер, Стабби Кэй, Эд Херлихи, Фрэнк Синатра, Эми Ирвинг.
Интересные факты о фильме:
- Фильм должен был снимать Терри Гиллиам, но он отказался, поскольку считал "концептуально недостоверным использовать дебильных мультипликационных персонажей в вариации фильма "Говард-утка".
- "Кто подставил Кролика Роджера?" стал рекордсменом по продолжительности начальных титров, — они длятся почти десять минут.
- Отсутствие вопросительного знака в названии объясняется суеверием, что знако вопроса в названии уменьшает кассовые сборы.
- Более сотни отдельных фрагментов фильма были оптически объединены, чтобы совместить элементы живого действия и анимации. Сами анимационные персонажи были прорисованы вручную без компьютерной мультипликации; аналоговые оптические эффекты использовались для того, чтобы добавить тени и освещение мультяшек, чтобы придать им "более реалистичный", трёхмерный вид.
- Впервые на экране одновременно появляются анимационные персонажи созданные разными киностудиями — Диснея и Уорнер Бразерс.
- На роль Эдди рассматривались кандидатуры Харрисона Форда, Сильвестра Сталлоне, Роберта Редфорда, Эда Харриса и Джека Николсона.
- Для фильма было написано 40 вариантов сценария, в некоторых из них главным злодеем выступает Джессика Рэббит.
- Родди Макдауэлл и Кристофер Ли отказались от роли судьи.
- Чтобы почувствовать, как надо правильно взаимодействовать с анимационными персонажами, Боб Хоскинс пристально наблюдал за тем, как его трехлетняя дочь играет с воображаемыми друзьями.
Читайте также на моем канале: