Когда я бываю в Новосибирске, мы с внучкой всегда ходим гулять в сквер Славы. Там уютные тенистые аллеи, гладкие дорожки, удобные скамейки, все ухоженно. Есть детская площадка. Дети и молодежь катаются на самокатах, скейтбордах, велосипедах, роликах...
Словом, это отличное место для романтических свиданий и семейных прогулок.
Но в первую очередь это именно МЕСТО СЛАВЫ. Оно создано в память о сибиряках, защищавших нашу Родину. Там все дышит памятью, и сякий раз я иду туда с особенным настроем.
Сердце этого сквера - Монумент Славы. Он очень впечатляющ.
История этого монумента, кстати, весьма интересна.
Приветствую всех на моем канале! Меня зовут Юлия, я участник программы переселения соотечественников, переехала в Россию из Узбекистана, успешно прошла все этапы и живу в России с 2019 года.
Вместе с мужем пишу книги в жанре альтернативной истории. С ними можно ознакомиться вот здесь: https://www.litres.ru/aleksandr-mihaylovskiy-4334182/?lfrom=418735585
На своем канале делюсь полезными рекомендациями, рассказываю о своем пути переселенца, а также пишу о своих наблюдениях и размышляю о жизни, выкладываю видео и рассказы на разные темы.
А сейчас я расскажу о том, как одним прохладным майским днем перед этим монументом я испытала настоящий шок...
Я и пишу это все под впечатлением, потому что меня не отпускает нехорошее чувство... Такое, знаете, какое бывает, когда видишь на стене пятно плесени, и знаешь, что, если не принять мер, то оно расползется и погубит все здание..
Мне гадко и стыдно ЗА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.
И еще мне очень тревожно. То, что я увидела, просто не дает мне покоя.
Итак, пока внучка гоняла на велике, я села на лавочку напротив Вечного Огня, над которым возвышается Скорбящая Мать. Кругом резвились дети и молодежь. Я сидела и наблюдала, как над Вечным Огнем, который не был виден мне, трепещет воздух. Это колыхание теплого воздуха усиливало то состояние священного благоговения, что я испытывю каждый раз, находясь здесь.
Внучка устала и села рядом. Я стала ей рассказывать о том, почему горит Вечный Огонь, почему он священен. Я говорила, что это символ вечной памяти о героях. И что все в этом сквере создано в память о тех, кто проливал свою кровь за то, чтобы мы жили, чтобы жила и процветала наша любимая страна.
Я объясняла ей, что такое кощунство. Что возле Вечного Огня нельзя говорить плохие слова, плевать и бросать мусор.
"А пойдем-ка постоим у Вечного Огня!" - сказала я.
После моих наставлений она, задумчивая и серьезная, стояла рядом со мной, глядя на пламя.
Но какое-то мельтешение перед глазами мешало нам отдать как положено дань памяти погибшим героям.
Там бегал мальчик лет шести-семи. И вдруг я поняла, что он не просто бегает.
Он подбирал с земли мелкие камешки и... швырял их в Вечный Огонь!
Я просто оторопела. Мальчик явно метил попасть прямо в жерло, откуда идет пламя. Рядом стоял его папа, давал советы, как это лучше сделать. Даже помогал подбирать новые камешки.
Они были одержимы азартом.
Они весело развлекались...
Понимаете?
ВЕСЕЛО РАЗВЛЕКАЛИСЬ, БРОСАЯ КАМЕШКИ В ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ!
"Вот, - наконец вернулся ко мне дар речи, - видишь , вот это самое настоящее кощунство, о котором я тебе только что рассказывала! Я сейчас отругаю этого мальчика и папу пристыжу! Нечего им тут хулиганить!"
И я уже сделала пару шагов в сторону тех двоих, чтобы выполнить свое намерение.
Но тут внучка удивленно заявила:
"А что такого? Все так делают!"
"Как все?!" - изумилась я и остановилась.
"Ну да, все. И монетки еще кидают. Надо вот прям туда, в серединку попасть!" - пояснил мне ребенок.
"Эээ... то есть это типа такой обычай, что ли? - стала я выяснять, уже чувствуя, как жгучий испанский стыд и не менее жгучий гнев, вкупе с какой-то гадливостью, начинают клокотать во мне, учащая пульс. - Зачем они это делают?"
"Просто так! А потом дети туда залезают и монетки собирают!" - продолжался мой ликбез.
"Серьезно?! И все смотрят, и ничего не говорят?!"
"Нет, никто их не ругает".
"Но это же... мерзко! Как можно?" - после некоторой паузы пробормотала я, глядя, как те двое продолжают глумиться над Вечным Огнем. Услышанное от внучки требовало осмысления, и я вдруг растерялась.
"Баба, а почему нельзя?" - Ребенок непонимающе хлопал глазами.
"Ну как же... Я же тебе объясняла... Потому что Вечный Огонь - это не забава! Потому что память павших - это святое! Эти герои yмиpaли за то, чтобы мы - понимаешь, МЫ - и ты, и я, и мама с папой, и этот мальчик - могли жить! Чтобы наша страна жила! Если бы не они, не было бы сейчас никакой России! Жизнь и смерть, подвиг, жертвенность - это не те вещи, из которых надо устраивать развлечение! Кидать в Вечный Огонь всякий мусор - это ниже плинтуса!"
"А монетки?"
"И монетки! Это им фонтан Треви, что ли?"
"Какой еще фонтан?"
"Да, есть такой в Риме... Туда туристы монетки бросают по обычаю. Но так то просто фонтан! А это - Вечный Огонь! И как вообще людям в голову такое пришло..."
Словом, меня несло. Я говорила все это довольно громко, но никто не обращал на меня внимания.
Я уже совершенно не была уверена, стоит ли мне подходить и делать замечание. Раз эта мерзость стала обычаем, то не покрутят ли мне в ответ пальцем у виска? К тому же я была растеряна и подавлена. Все то светлое, возвышенное, что всегда возникало в моей душе возле Монумента Славы, было испоганено.
Как описать это чувство? Похоже на тошноту. Только не физически, а словно бы душу тошнит.
И я решила постоять и понаблюдать, как на бросание камушков будут реагировать другие люди. Я отчаянно надеялась, что внучка немного преувеличивает, и что вот сейчас мальчику с его родителем кто-нибудь сделает замечание.
К Вечному Огню подошла пожилая супружеская пара. Ага! Ну наверняка эта милая бабулечка, с такой приятной сединой, в таких славных роговых очочках, урезонит маленького хулигана... Или ее супруг - сухощавый дедуля с палочкой...
Но нет. Особого удовольствия на их лицах не наблюдалось, но они промолчали. "Может быть, не хотят связываться, нервы трепать, возраст как-никак, сердчишко, давление..." - подумала я.
Вот подошла еще одна пара, лет по сорок пять. Но и от них не прозвучало никаких слов порицания. Женщина даже улыбалась, и на лице ее читалось: "Как славно дитя с огонечком тешится!".
Потом подходили еще разные люди. Но НИКТО ничего не сказал. Мои надежды не оправдались: я убедилась, что глумиться играть с Вечным Огнем и вправду стало обыденным явлением...
Когда окончательное осознание этого дошло до меня, глазам моим стало горячо. Я чувствовала усталость, опустошение, разочарование, и какая-то глухая настырная боль билась глубоко в сердце, - я уже предвидела, что она теперь уже не отпустит меня. Меня ждали тяжкие размышления.
Я знала, что уже не смогу прочитать строгую отповедь...
Я лишь нашла в себе силы сделать несколько фото и видео.
А тот мальчик, так и не попав ни разу в сердце Вечного Огня, принялся общипывать лепестки возложенных гвоздик...
И все просто смотрели на это. Спокойно, ни слова ни говоря, человек шесть просто смотрели на это.
А мне хотелось, чтобы каменная мать вдруг ожила и хорошенько встряхнула за шкирку папашу этого мальчика - так, чтобы у него мозги встали на место.
Потом, вечером, я поговорила с дочерью об этом.
"Да, все так и есть, и мне тоже это сильно не нравится, - сказала она. - И еще я как-то слышала, как одна мамаша на игровой площадке говорит ребенку: 'Хватит играть, пошли монетки в огонек покидаем!' "
Вот так. Посетить место памяти теперь называется "покидать монетки в огонек".
Из Вечного Огня сделали пошлый аттракцион. Развлечение. Игру.
И теперь дети воспринимают его именно так, а не как священный символ памяти о наших павших героях-сибиряках.
Иначе никто не стал бы бросать туда камушки и монетки...
И вот для меня удивительно и совершенно непонятно: почему мужчине, который прикурил от Вечного Огня, вменили статью "за осквернение", в то время как то же самое делают многие?
В чем разница?
В обоих случаях это отвратительное глумление. И ведь все это творится прямо напротив администрации Новосибирска!
Я видела фотографии, сделанные у Мемориала Славы накануне 9 мая, когда было возложение свечей. И только сейчас обратила внимание, что на них хорошо видно, как чаша Вечного огня вся усыпана мелочью, точно шапка попрошайки.
Объясните мне - КАК? Каким образом сочетаются монетки и Вечный Огонь?! Стоило мне разглядеть набросанную в чашу мелочь - и грандиозное торжественное действие приобрело в моем восприятии черты чудовищного фарса.
И мне думается: кто нес свечи к Мемориалу в День Победы? Неужели те же люди, что в другое время кидают монетки в огонек, рпзвлекая своих чад? Если это и правда те же люди, то и действо со свечами - для них всего лишь что-то вроде файер-шоу. На самом деле им чужд тот посыл, что несет Мемориал.
Я гоню прочь омерзительные ассоциации, но они упорно лезут в мою голову...
Это осквернение. Однозначно. Мерзость и непотребство.
Я не припомню, чтобы кто-то делал подобное прежде, в советское время. Даже и голову не пришло бы.
А что, собственно, изменилось? Может быть, детям стали позволять слишком много?
Но мне почему-то кажется, дело не в этом.
А просто некая вкрадчивая зараза незаметно проникает в нас, отравляет, меняет сознание, и мы уже сами не замечаем, что больны... Постепенно стираются моральные грани, и вот мы - без памяти, без святынь - уже готовы превратиться в скотов.
Запущенная болезнь подобного рода уже поразила однажды некую страну.
Бросают камушки и монетки в Вечный Огонь - так, как стараются попасть окурком в урну с пяти шагов.
Это надо остановить.
Все начинается с таких вот, казалось бы, мелочей. Это надо остановить - иначе это пятно плесени расползется так, что с ним уже невозможно будет справиться!
И еще хотелось бы знать: неужели у меня одной возникли такие чувства? Много ли тех, в ком этот аттракцион с бросанием всякой дряни в Вечный Огонь вызывает отвращение?
Когда я вспоминаю увиденное, мне становится дурно. Как теперь подходить к Вечному Огню? Каждый раз я буду видеть там маленьких вандалов, для которых священная память ничего не значит. Им не объяснили. Их просто развлекают их бестолковые родители...
И каждый брошенный камень будет восприниматься мной как плевок в эту священную память. Плевок, поощряемый бездействием тех, кто в силах это прекратить.
Скажите, разве вас это не беспокоит? Вы тоже привыкли к этому, и ваша ракция на подобные вещи - "ачётакова"?
Стоит начать хотя бы штрафовать за такие развлечения - и эта гадкая забава быстро сойдет на нет.
А если оставить все как есть, то скотство наступит очень быстро.
Как нам сохранить славу и величие, если мы так наплевательски небрежно относимся к памяти тех, кто kpoвbю своей добывал для нас Победу?
Мы гордимся своими дедами, но сами-то мы достойны ли их?
Не позволяйте плесени поражать ваши души. Все зависит от нас, от взрослых. Ведь наши потомки будут жить в том мире, который мы для них построим. А чтобы этот мир стоял на твердой основе, нельзя разрушать его фундамент...
Всем добра и мира!