Найти в Дзене
Назад в СССР

Были ли в СССР публичные дома?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Недаром торговлю собственным телом назвали древнейшей профессией на земле. Она появилась с зарождением человеческого общества и существовала всегда: в любом государстве, при любом государственном, политическом или экономическом строе.

Основным местом работы дам лёгкого поведения во всех странах мира традиционно являются публичные дома. Разумеется, речь о тех жрицах любви и их "начальстве", которые беспокоятся о том, чтобы клиент был всегда доволен. В прейскуранте таких заведений всегда присутствовал весь комплекс услуг, предоставляемых в комфортной обстановке, а не где-нибудь под кустом или в первом попавшемся подъезде.

А были ли в СССР публичные дома? Тем более, что проституция – явление вечное, неискоренимое. Его можно минимизировать, но невозможно искоренить полностью. Во-первых, так устроен человек в силу своих физиологических особенностей. Во-вторых, законы рынка никто не отменял. А эти законы гласят о том, что пока будет спрос, до тех пор будет и предложение.

Как ни странно, но "дома терпимости" в Советском Союзе были. И это несмотря на то, что советская страна славилась своим пуританским общественным укладом. Расхожая поговорка гласит, что в СССР вообще секса не было.

"Сотрудницы" одного из увеселительных заведений в дореволюционной России. Фото из открытых источников
"Сотрудницы" одного из увеселительных заведений в дореволюционной России. Фото из открытых источников

Следует начать, что увеселительные заведения были в Российской империи до революции. Проституция в России была легализована ещё в 1843 году высочайшим указом императора Николая I. С тех пор занятие таким непотребным делом находилось под чутким контролем государства. Вообще легализация торговли своим телом стала вынужденной мерой. Дело в том, что Россию захлестнула довольно неприятная болезнь – сифилис. Для того чтобы побороть эту проблемы было решено легализовать бордели.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вместе с легализацией увеселительные заведения получили и уставы. Все публичные дома стали делиться на три класса. Первый напоминал VIP-салоны, куда подбирались девушки с высоким уровнем интеллекта и знанием нескольких языков. Второй класс борделей (с меньшей стоимостью часа) предназначался для купцов, офицеров, юнкеров, чиновников средней руки. Самый низкий класс заведений отводился для простого люда. Для сравнения, стоимость одного часа в заведении первого класса стоила 7 рублей, а отдохнуть в третьеразрядном заведении стоило максимум 50 копеек.

Такие заведения просуществовали до революции. Что было потом, когда бразды правления в свои руки взяла молодая советская власть? Ничего не изменилось! Просто этот вид "бизнеса" ушёл в подполье.

После революции труженицы панели пытались как-то организоваться, создать профсоюзы для отстаивания собственных прав. По-другому было нельзя, поскольку этот вид деятельности больше не контролировался правоохранительными органами, а рынок интимных услуг стал жить по своим новым законам. Но организовать профсоюзы у путан не получилось.

Большевики радикально решили проблему, объявив, что проституция – одна из форм уклонения от трудовой повинности. А в советских учебниках для специалистов появилось утверждение, что проституция является одной из форм социальной болезни, свойственная загнивающему капиталистическому обществу. Советская же женщина никак не могла продаваться за деньги!

Лозунги – это одно, а жизнь – совершенно другое. Те дамы, которые работали в легальных публичных домах, никуда не делись. Никуда не делись и те, кто находил себе клиентов на улицах или посредством "сарафанного радио". Более того, ряды советских женщин, торгующих своим телом, существенно пополнились за счёт тех, кто этим никогда не занимался. Просто времена были тяжёлые. Днём добропорядочная советская дама набирала текст на печатной машинке в какой-нибудь советской организации, а с наступлением темноты превращалась в "ночную бабочку".

В 1925 году в Москве следствие допрашивало вдову царского генерала Антонину Апостолову, которая организовала в столице первый (в советское время) самый натуральный публичный дом. И находился он в самом центре города! Причем сотрудницами увеселительного заведения были преимущественно жёны новой партийной номенклатуры – женщины с положением, весьма обеспеченные и... откровенно скучающие и где-то по-своему несчастные. Дело о публичном доме получило огласку после заявления одного советского чиновника, который, придя "отдохнуть", вдруг застал свою супругу в объятиях чужого мужчины.

Профилактическая беседа с советскими жрицами любви. Фото из открытых источников
Профилактическая беседа с советскими жрицами любви. Фото из открытых источников

Годы НЭПа вдохнули дали новую жизнь советским проституткам и увеселительным заведениям. И это несмотря на то, что ещё в 1922 году в Уголовном кодексе СССР появилась статья за занятие проституцией. Сутенерам и держателям притонов светил весьма приличный тюремный срок с конфискацией имущества, но количество борделей от этого меньше не становилось.

В связи с проводимой государством новой экономической политикой у населения на руках появились дополнительные деньги. Вырос спрос на интимные услуги, соответственно, выросло количество этих услуг. Согласно данным статистики, до 60% мужского населения советской страны регулярно захаживало "к дамам".

За основательную борьбу с проституцией власти СССР взялись начиная с 1929 года. Жриц любви отлавливали и отправляли в трудовые профилактории, находящиеся в системе наркомата внутренних дел (НКВД). Там девушкам читали лекции, проводили разъяснительные беседы о вреде и опасности беспорядочной половой жизни.

Потом путан отправляли на производства в надежде, что под влиянием ударниц социалистического труда бывшие торговки телом перевоспитаются. Иногда получалось, но были случаи, когда те самые социалистические ударницы сами становились жрицами платной любви.

Проституция и публичные дома, несмотря на активные репрессивно-карательные мероприятия со стороны государства никуда не делись. Они стали тёмной стороной жизни советского общества. Просто об этом старались не говорить.

"Ночные бабочки". Иллюстративное фото из открытых источников
"Ночные бабочки". Иллюстративное фото из открытых источников

Новый подъём в индустрии оказания интимных услуг в СССР наблюдался в середине 50-х годов прошлого столетия, когда в стране появилась валютная проституция. Советские "ночные бабочки" стали центром притяжения многочисленных иностранных гостей. Как таковых официальных и неофициальных публичных домов в то время не существовало. Или все же были?

Здесь как посмотреть. Дело в том, что во многих случаях интимные услуги заграничным гражданам оказывались на съёмных квартирах. Обычно жильё снималось в малоприметном районе у какой-нибудь бабушки, которая получала свой процент. А это уже нелегальный публичный дом в своём полном проявлении.

Ещё одним местом работы советских путан стали гостиницы, в которых жили интуристы. В основном в крупных городах. Администрация и персонал гостиниц были в доле, подыскивали труженицам панели состоятельных иностранных гостей и предоставляли номера. Фактически гостиницы выполняли функцию публичных домов. В то же время большинство торговок телом продолжали работать на улице.

Иллюстративное фото из открытых источников
Иллюстративное фото из открытых источников

Но наибольшего рассвета проституция, особенно валютная, в СССР достигла в 80-е годы прошлого столетия, с приходом к власти Горбачёва и на закате некогда могущественной страны. Определения "секс за деньги" и "перестройка" стали чуть ли не синонимами. Поначалу, с объявлением гласности, об этом не особо говорили в слух, но постепенно советское общество становилось всё смелее. Показательна в этом плане повесть Владимира Кунина "Интердевочка" о жизни ленинградских валютных проституток, вышедшая в 1988 году. На это произведение режиссёр Пётр Тодоровский снял свою экранизацию.

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации.