...Когда он писал свои картины, простые люди ходили в храм не для того, чтобы учиться эстетике и истории искусства. Они просто жаждали общения с Богом. И Караваджо рассказывал им об этой связи понятным им языком...
Мэтт Коллишоу
Он был совершенно неподражаем!
Вспыльчивый!
Неугомонный!
Дерзкий!
Яростный!
Ершистый!
Бунтарь по жизни!
Буйный нрав - словно тайфун, сметающий все на своем пути!
ВЕЛИКИЙ Караваджо, который совершил настоящую революцию в искусстве. Жизнь его была очень короткой, но яркой и вызывающей, а полотна - восхитительны и прекрасны.
Он умер отверженным, без семьи и друзей. Совершенно никого рядом, кроме старого священника, молящегося о спасении непутевой души художника. Душа - как много она собирает света и тьмы на нашем жизненном пути. Казалось, что неисправимый Караваджо был просто сгустком пороков - убийства, грабежи, изнасилование, пьяные драки... Только было в нем то, что заставляло творить - неуемная энергия и гениальность.
Картины этого бунтаря до сих пор украшают стены лучших музеев мира. Он легко мог бы принять все блага в своей жизни, но целенаправленно выбирал грязные трущобы и нищету, словно видя красоту там, где не видел никто. Жил словно за гранью и творил, как гений!
Будущий художник родился в осень 1571 года, в маленьком городке Караваджо, совсем недалеко от Милана. Мальчика нарекли Микеланджело. Его отец - Фермо Меризи был архитектором, а мать Лючия - дочерью землевладельца. В семье было пять детей.
Мальчику не было и шести лет, когда в Милане началась страшная эпидемия чумы, унесшая тысячи жизней. В их числе оказались отец и дед будущего художника. Мать остается одна с детьми и, стараясь их просто прокормить, уже не в силах уделить им большого внимания. Микеланджело много времени проводит на улице, которые и станут его первой жизненной школой.
Милан - центр торговли северной Италии, а еще магнит, притягивающий все "сливки общества" - воров, убийц, куртизанок и наемников. Караваджо познал эту громадную пирамиду от самых основ, усваивая урок за уроком. Прежде чем взять в руку кисть и краски, он научился фехтовать, чтобы уметь постоять за себя.
Уже в 13 лет юноша, после драки в таверне, попадает в тюрьму и мать, желая оградить сына от подобных происшествий, отдает его на обучение к уважаемому и авторитетному мастеру, ученику самого Тициана. Именно в мастерской Симоне Петерцано были и заложены основы творческого роста. Оставил ли Микеланджело дебоши, драки, пьянки? Нет! Днем он усердно работал в мастерской, развивая свое умение и талант, а вечерами пропадал в тавернах, словно ища свои приключения. Алкоголь, драки и живопись - вот то, к чему был очень сильный интерес.
В 1590 году мать умирает. И нет в мире человека, который мог бы сдержать эту буйную итальянскую кровь. Появляется наследство и деньги, а с ними полная свобода и хмельные ночи. И однажды в очередной драке художник совершает убийство. Опасаясь правосудия он бежит из Милана. Но как известно - все дороги ведут в Рим! Именно здесь он проведет лучшие годы своей жизни, найдя свой удивительный и прекрасный творческий стиль, который до сих пор опьяняет и притягивает. Именно в Риме он и получит прозвище, связанное с его местом рождения. И Меризи превратится в Караваджо.
Как истинный бунтарь он бескомпромиссно и уверенно пошел по своему собственному пути, словно великий изгой. Караваджо с вызовом бросил перчатку обществу, отвесив звонкую пощечину. Чума, смерть родных лишь доказывали то, что жизнь хрупка и может оборваться в любый миг. Он не хотел и никогда не стремился копировать великих мастеров прошлого, а создал свой неповторимый натюрморт в истории итальянской живописи.
И что же в нем примечательного? Кажется, что совершенно ничего особенного, а просто корзина с фруктами. Ан, нет! В этом натюрморте все жизненное мировоззрение мастера, а на фруктах - следы тления и в листьях нет свежести, они пожухли, повреждены вредителями. Словно переход между жизнью и смертью, без прикрас и красивой картинки, реальность со всеми вытекающими последствиями, напоминание о том, что есть только миг и ничто не продолжается вечно. Оригинальность и правдивость - вот несомненные эпитеты для данного творения Караваджо.
Дерзкий, ошеломительный реализм в работах Караваджо с треском рассекает принятые нормы в искусстве. А жесткое противостояние света и тени, как вызов миру художников. Караваджо стирает грань между божественным и мирским, словно ставя их в одну плоскость. В те времена это было совершенно недопустимо. Это вызов!
А тем временем на хлеб он зарабатывает тем, что пишет натюрморты. Богатые аристократы начинают приглашать его в свои дома, чтобы украсить интерьер. Постепенно появляются богатые покровители. Кардинал Франческо дель Монте заказывает у художника картины, а затем предлагает и кров. Так мастер попадает в круг влиятельных лиц Рима.
По заказу своего покровителя Караваджо пишет картину "Лютнист", которая в настоящее время находится в хранилищах Эрмитажа.
Это первая новаторская работа мастера, где он очень жестко использует игру света и тени. Все, на чем нужно акцентировать внимание - в свете, остальное растушевано в тени и это не важно. Резкий луч рассекает толщу мрака и темноты, словно прозрение, заставляя зрителей узнавать его шедевры! Словно визитная карточка из глубины веков!
Караваджо идет наперекор всем мастерам прошлого, создавая другой свой шедевр - "Кающаяся Мария Магдалина".
Она действительно грешница и в блуднице нет тени кокетства. Вы не увидите здесь ни херувимов, ни обращенных глаз к небу, но лишь задумчивая скорбь и вопросы только к себе. Стихли бури, просохли слезы и дорогие украшения разбросаны рядом. Самая обычная одежда доказывает, что такие истории бывают не только библейскими, но и в обычной жизни тоже. А после раскаяния приходит рассвет и робкий лучик света осторожно и нерешительно заглядывает в комнату. Перелом сознания, когда нет возврата к прошлому... Это было невероятно ново! Полотно выкупил банкир Ватикана Винченцо Джустиниани. Караваджо узнал Рим! Заказы сыпались как из рога изобилия. А мастер творил словно одержимый, создавая свои шедевры без набросков и черновиков. И уже римская церковь становится заказчиком целой серии работ.
Караваджо станет мастером композиционного решения. Жест, луч, поворот головы и зритель полностью в его власти! И не возможно оторвать взгляд! Он завораживает и приковывает!
Обычная реальность и простые люди подсчитывают дневную выручку...резкий поток света, который разрывает обыденность и повседневность...властный указующий жест Иисуса... Это не возможно пропустить и понять размыто. Сюжет буквально считывается зрителем и принимается безапелляционно, словно истина!
Интересно то, что своих натурщиков Караваджо выбирал из простого народа, ими становились нищие, продажные женщины, обычные трудяги. Такая вольность очень не нравилась церкви, но эту картину одобрили с первого раза. Никому и никогда не удавалось изобразить что-то похожее. Религия стала для него реальность, словно спустившаяся с небес в тяготы обычной жизни.
Разве не были апостолы до своего призвания обычными грешниками? Да и Караваджо не был праведником, пропустив все допустимые грехи через свою бессмертную душу и может быть одна фраза Христа согревала этого человека, давая ему силы творить, укрепляя дух и волю: "Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии". И ему совершенно плевать на то, что Христос написан с уличного попрошайки, с нищего, а Дева Мария - с девицы легкого поведения! Кому как не ему знать жить с темной стороны, без прикрас и лоска.
Караваджо ведет совершенно аморальный образ жизни, пропадая в тавернах, проигрывая деньги в карты. Он - непокорный бунтарь, не держащийся за дворцы и богатство, его не возможно купить и ограничить рамками примерного поведения. Он лишь тот, кто чувствует ярко, показывая жизни дерзкий оскал, тот, кто защищается яростно, решая свои проблемы кулаками, а не тонкой и льстивой дипломатией.
Однажды в порыве гнева он убивает своего приятеля Рануччо Томассони. выбора не остается, кроме как сбежать на Сицилию, затем в Неаполь. Жизненные передряги не отрывают его от творчества. Оно становится его воздухом и внутренним светом, словно разрывая полотно жизни на важное и не очень! Он мечтает лишь об одном - вернуться в Рим. После переговоров его покровителей с папой Павлом V, бунтаря помиловали, но документ еще не был подписан. Караваджо выезжает в Рим, но по дороге заболевает, останавливается в тосканской больнице и прощается в жизнью 18 июля 1610 года, ему было 38 лет. А приказ о помиловании выйдет только спустя несколько дней, но он об этом уже не узнает.
Неповторимый, азартный, агрессивный и взрывной! Он предпочитал бури, а не штиль, бедность, а не богатство! Конфликты с церковью, открытые отношения с куртизанками, драки, убийства, бегства... Словно яркая комета, сверкнул и исчез, оставив нам свои бессмертные творения...озарив обычного человека лучом света, выделив его из темноты.
Его картины настолько реалистичны и правдивы, эмоциональны и хороши, что смотреть можно до бесконечности. И если будет у вас возможность встретиться с этим гениальным итальянским живописцем в Риме или Флоренции, то обязательно впитайте эту мощь и великую силу духа художника.
Караваджо - самый противоречивый и неповторимый гений в истории западного искусства, который прошел по жизненному пути сочетая в себе зловещую славу преступника и божественный талант, попирая все каноны и условности.
Вихрь!
Тайфун!
Ураган!
Чертовски притягательный и уникальный!
Всегда с вами - Летящая стрекоза)))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))