Богемную жизнь втроем светское общество не приняло и осудило – живет в чужом доме, любит чужую жену и еще закатывает сцены ревности законному мужу. На их своеобразную троицу даже публиковали карикатуры.
Поэт Николай Алексеевич Некрасов предстает в своих стихах защитником всех обездоленных и униженных, который всю свою жизнь потратил на заботы о благе народа, однако на самом деле это был весьма богатый человек с барскими замашками и яркой личной жизнью.
Несмотря на его невзрачную внешность, женщины его любили и он, как всякий творческий человек, тоже отличался необыкновенной влюбчивостью. Среди его многочисленных любовных связей Некрасова на первом месте стоит роман с Авдотьей Яковлевной Панаевой, светской красавицей и замужней женщиной.
Это была самая главная сплетня салонов середины 19 века, все дело в том, что Авдотья и Некрасов начали жить вместе в квартире мужа Авдотьи вместе с самим мужем.
На эту своеобразную троицу даже публиковали карикатуры, вся эта история вызывала всеобщее негодование и людские кривотолки.
Авдотья Панаева
Авдотья Панаева родилась в небогатой семье актеров Александринского театра, родители хотели сделать из неё актрису или танцовщицу, но ее воображение поразила знаменитая французская писательница Жорж Санд, и тогда она объявила родителям, что собирается стать писательницей под фамилией Станицкий. Родители решили немедленно выдать ее замуж за подвернувшегося Ивана Панаева, начинающего писателя.
Так в 17 лет она стала женой Панаева и звездой его модного литературного салона. Авдотью он любил, восхищался её красотой, но сохранять супружескую верность был не в состоянии.
Иван Панаев регулярно менял любовниц, Авдотья плакала, отбивалась от назойливых ухаживаний посетителей салона, и тут на горизонте появился Николай Некрасов, на тот момент начинающий поэт и писатель.
Николай Некрасов, выход в люди
Родился он в семье мелкого помещика. По легенде, выдуманной самим Некрасовым, его отец грубый невоспитанный человек увидел на балу красавицу полячку и выкрал её, принудив тем самым к замужеству.
Несчастная женщина родила ему тринадцать детей, Николай был последним, и промучилась всю жизнь рядом с необразованным грубияном. В 11 лет отец отправил Некрасова учиться в Ярославскую гимназию где по воспоминанию писателя он плохо учился из-за увлечения кутежами и картишками и остался на второй год в одном из классов, после чего отец забрал его из гимназии. Так и случилось, что он окончил всего четыре класса гимназии.
В 16 лет он поехал в Петербург, якобы поступать в Дворянский полк, сам же попробовал поступить в университет, завалил экзамены и стал вольнослушателем на факультете филологии. Отец, узнав о его обмане, отказал ему в содержании и тот оказался в большом городе без гроша в кармане.
В течение года Николаю Некрасову было нечего есть и негде ночевать. В своих воспоминаниях он писал, как заходил по утрам в ресторан на Морской улице, где можно было ничего не заказывать, а только почитать газету и, прикрываясь газетой, воровать хлеб с тарелки. А однажды, оказавшись без жилья, некоторое время он жил в трущобах среди нищих. Потом стал снимать полуподвальную комнату с окном на улицу. Ему пришлось продать все скудное имущество, даже кровать, тюфяк и шинель и оставить только две вещи – коврик и кожаную подушку, поэтому спал и писал на полу.
Он написал очерк и отнес в ближайшую редакцию и это спасло его от голодной смерти.
Первые успехи
Вскоре Некрасов стал давать частные уроки для будущих гимназистов.
Он всё-таки смог познакомиться с нужными людьми и стал писать короткие рассказы и стихи за небольшие деньги, а потом ему повезло устроиться в журнал «Отечественные записки» и сдружиться с литературным критиком Белинским.
Белинский увидел в нём богато одаренную натуру, которой не достает развития и образования.
Тургенев в своих воспоминаниях, подчеркивает, что летом 1843 года Белинский лелеял и выводил в люди Некрасова, в результате Белинский и привёл его в дом к Панаевым, где собирался весь литературный Петербург.
После лирики и застолья гости захотели развлечься, Белинский предложил сесть за преферанс, и тут Некрасов проявил свой талант картёжника во всей красе. Когда игроки встали из-за стола, Белинский раздраженно сказал – с вами батенька играть опасно, без сапог нас оставите.
Будущий классик жил вопреки пословице, кому не везёт в карты, тому везет в любви, несмотря на непривлекательную внешность и слабое здоровье, он безумно любил женщин и пользовался успехом у них.
Жизнь втроём
Встретив на своём пути Авдотью Панаеву, он страстно влюбился, день встречи со своей будущей возлюбленной он назовет самым счастливым.
Некрасову было 22 года, Панаевой 23, в неё были влюблены Достоевский, Белинский, Толстой, Чернышевский, Гончаров. Авдотья кокетничала со всеми, но на ухаживания не отвечала. Некрасов оказался самым настойчивым и верным поклонником. Она сдалась лишь после пятилетней осады с его стороны.
Однажды он катал свою даму сердца на лодке по реке и в очередной раз завел разговор о чувствах, Авдотья рассмеялась, тогда он сообщил, что не умеет плавать и прыгнул в реку. Испуганная женщина подняла крик, несостоявшегося утопленника вытащили, и он опять принялся за свое. Повторю выходку, чтобы сразу камнем на дно. Как ни странно, после этого она переменила свое отношение к писателю.
Летом 1846 года Некрасов вместе с супругами Панаевыми поехал отдыхать в Казанскую губернию. Муж Авдотьи получил большое наследство и у Некрасова родился план выкупа и совместного возрождения журнала Современник и здесь наконец сбылись его мечты, они с Авдотьей стали любовниками.
Вернувшись в Петербург Некрасов и Панаева решили не расставаться и жить втроем, так как развод было сложно получить в те времена. Так и начался этот легендарный роман втроём длиной в 16 лет, они поселились сначала на Фонтанке, возле Аничкова моста в доме княгини Урусовой, а потом жили на Литейном.
Впрочем, муж Авдотьи Иван Панаев старательно делал вид, что сложившаяся ситуация его не трогает. Работали вместе, он писал стихи, она вела в журнале женский раздел, а потом и сама стала печататься под псевдонимом Станицкий.
Все её мечты о писательстве сбылись, но в личной жизни счастья не случилось. От Некрасова отвернулись друзья и общество осуждало их отношения. Авдотья очень переживала, узнав об очередных сплетнях и весь негатив выплескивала на любовника. Несчастьем с для них стало рождение сына, мальчик прожил очень мало и умер. Редкий день обходился без скандалов, Николай был патологически ревнив, а сам открыто посещал любовниц. Авдотья искала утешения у мужа Ивана Панаева и плакалась тому, а Панаев и сам не знал, что делать в этой ситуации.
Вот что написал исследователь творчества Некрасова Корней Чуковский:
«Некрасов был многолюб, многожёнец , не способный к однобрачной любви, разойдясь с одной женщиной, он мгновенно сходился с другой».
Двуличие в лучах славы
Став знаменитым и успешным издателем свои главные произведения Николай Алексеевич писал уже на досуге. Современник стал приносить хороший доход, в начале 50-х Некрасов стал ездить в Английский клуб и очень счастливо играл.
Тургенев называл его настоящим головорезом карточного стола, который никогда не проигрывал в карты, обыгрывая и своих друзей, и совершенно незнакомых людей, не делая снисхождения никому.
Некрасов в стихах возмущался бесправием народных низов и их тяжёлой долей униженных, а вот в жизни он требовал от слуг отдельно прислуживать его любимым охотничьим собакам и подносить им еду на специальных салфетках и, вообще, обслуживать их как людей.
Кроме того, у многих вызывало удивление, что поэт, зачастую видящий мучения и страдания даже там, где их трудно разглядеть, может позволить себе вести шикарный образ жизни барина-миллионера, играть в карты со знатью в Английском клубе и тратить целое состояние на покупку английских ружей и псов для охоты, этого дворянского увлечения.
Его современники считали, что Некрасов сам не верит в то, что пишет, слишком уж большим был контраст между его стихами и его жизнью барина-миллионера с шикарным поместьем и винокуренным заводиком.
К 60-м годам окончательно утвердилось мнение, что Некрасов – двойной человек. Только друзья называли его двуликим, а недруги – двуличным.
Утомительное расставание
С Авдотьей они ссорились, сходились, расходились, примирению помогали трогательные стихи поэта.
Некрасову в этом союзе тоже было непросто, частенько он погружался в хандру и был подвержен чудовищным приступам депрессии настолько часто, что в некрасовском доме даже был специальный диван для хандры.
Эта особенность его характера наложила отпечаток не только на личную жизнь, но и на все его творчество. Он был самым угрюмым поэтом русской классической литературы. Всюду в его стихах тлен, безысходность, покойники, кости, гробы, кнуты, розги, кровь, похороны, стоны, плач, мучения.
Поэтому в обществе его заслуженно считали двуличным человеком, Некрасов и сам с этим соглашался.
Под стать ему была и Панаева, по мнению Корнея Чуковского, Панаева была из тех утомительных женщин, которые любят ощущать себя мученицами. Живя с Некрасовым в 1850-е годы, она писала: «радость мне не идет, я противна ему своей исступленной грустью».
Сам Некрасов не раз называл себя палачём этой женщины. Семьи у неё не было, детей не было Панаев умер у неё на руках, успев попросить прощение за те мучения, что доставлял. И тогда Авдотья собралась с духом и рассталась с Некрасовым.
Счастливый брак Авдотьи
В 1864 году Авдотья вышла замуж за секретаря редакции Современника критика Аполлона Головачева, родила дочь и с увлечением занялась её воспитанием. Наконец-то ей повезло, супружество было счастливым, но не долгим, вскоре Авдотья носила траур по супругу, который умер от чахотки. Она пережила Некрасова на 16 лет, зарабатывая себе на хлеб писательским трудом. Жила она в бедности, воспитывая дочь, ставшую тоже известной писательницей.
Всю переписку с Некрасовым Авдотья Яковлевна сожгла.
Жену выиграл в карты
Дела у Некрасова шли хорошо, после продажи «Современника», он успешно арендовал журнал Отечественные записки, купил имение Карабиха под Ярославлем и построил винокуренный завод. На исходе жизни он женился.
Ходили слухи, что свою законную жену Некрасов выиграл в карты.
Поэту было 48 лет, Феклуше около 19, это была простая малограмотная девушка. Он переселил её к себе на квартиру, у неё было доброе сердце и весёлый мягкий характер. Поэту в ней нравилось всё, кроме имени и он начал называть её Зинаидой, а отчество дал своё.
Друзья справедливо считали, что Зина стала второй его молодостью. Некрасов всерьез занялся её образованием, она делала большие успехи и вскоре помогала Некрасову в его работе, и боготворила Некрасова за свою счастливую жизнь.
Счастье оказалось коротким, Некрасов тяжело заболел, рак кишечника. Он испытывал такие сильные боли, что часами издавал непрерывный стон. Зина сутками дежурила у его постели, чтобы не заснуть ночью, она сидела на полу и не отводила глаз от пламени свечи.
Некрасов посчитал, что Зинаида дежурит у его кровати уже двести ночей. По воспоминаниям очевидцев, по истечении этих 220 дней она из молодой краснощекой женщины превратилась в старуху с желтым лицом. Такой она осталась до конца своих дней. Любовных стихов он ей так и не посвятил.
Чтобы обеспечить Зинаиду, за полгода до смерти он с ней обвенчался. Обряд прошел дома в специальной палатке, поскольку из дома он уже не выходил, его три раза обвели с Зинаидой вокруг аналоя, он еле шел босой, поддерживаемый под руки в одной нижней рубашке.
Вскоре его не стало. Все, что поэт оставил ей в завещании, Зина раздала его родственникам. Молодая вдова уехала к себе на родину в Саратов и жила там замкнуто, избегая всяких знакомств и разговоров. Она сильно нуждалась, узнав об этом литературный фонд стал платить ей пособие по 50 рублей в месяц, но и из этих денег она часть отдавала нуждающимся.
Она не снимала траурные одежды до дня своей кончины. Отходив всю жизнь в черном, она завещала похоронить себя во все белом.
Умерла она в 1915 году на 70-ом году жизни, одинокая, всеми забытая.