Найти тему
ТаранКино

«Это увлекательно и иронично: из защитников животных они стали соучастниками жестокого обращения с животными», — Боб Фербер, прокуратура LA

Кадр из к/ф "Собачья жизнь"
Кадр из к/ф "Собачья жизнь"

Практически в каждом проекте, где снимаются реальные животные, есть дисклеймер: «Ни одно животное не пострадало». За него отвечает некоммерческая организация American Humane Association (AH, AHA). И только она вправе решать: добавлять дисклеймер в какую-либо картину или нет. Но как эта организация вообще получила такой уровень доверия и сохраняет ли его до сих пор? И достойна ли она звания «стойких защитников животных»?

Рождение American Humane

Плакат AHA
Плакат AHA

Октябрь 1877, США. Большинство сельскохозяйственного скота при перевозке находится в «скотских» условиях. А за животными следят не фермеры, а «скоты». Которые издеваются над ними как могут и считают, что копытные ничего не чувствуют.

И для решения этой проблемы в штате Огайо собираются 27 гуманных организаций. Но первые трудности сразу же встают на пути участников. Им не хватает лидера, который бы объединил их, повёл бы в правильную сторону. К тому же они понимают, что вместе добьются гораздо большего. И происходит то, что в скором изменило судьбы многих зверей со всего мира. Все организации сливаются в одну «Международную гуманную ассоциацию». Которую через год переименуют в «Американскую гуманную ассоциацию».

Путь American Humane в Голливуд

Пёс по кличке Оскар
Пёс по кличке Оскар

American Humane начала свою деятельность сразу же после смены названия. Но на Голливудское кино организация начала влиять лишь в 40-х годах XX века. Несмотря на это, благодаря ей проводились реформы, которые влияли на животных в других сферах жизни.

1878 — 1900. AH пытается помочь не только животным, но и детям. Она считает своей целью защитить и тех и других. В школах повышается уровень гуманности образования. А на уроках запрещают вивисекцию (вскрытие живых животных). Благодаря AHA принимается первый Закон о жестоком обращении с детьми.

1900 — 1940. AH до сих пор благополучно помогает детям, ограничивая труд несовершеннолетних на юге США. А для лошадей, слишком старых, чтобы работать, строят «Дома отдыха». Где для них есть стойла, еда и пастбища.

«Я заинтересован в гуманном образовании и обучении принципам мира детей Соединенных Штатов и желаю American Humane успеха», — 27-ой президент США Уильям Говард Тафт об AHA.

По просьбе военного министра, American Humane создаёт American Red Star Animal Relief для спасения раненых лошадей на полях сражений Первой мировой войны.

«Возьмите на себя работу по оказанию помощи армейским животным в том, что Американский Красный Крест делает для солдат», — просьба военного министра США.

В послевоенные годы «Красная звезда» помогает животным, пойманным в зонах бедствия. И в конце 20-х AH впервые приходит в кинематограф, создав комитет по расследованию жестокости при дрессировки животных для фильмов. В 30-е годы в США произошли страшные наводнения, во время которых American Humane кормила домашний скот, который выбрасывало на берег.

Благодаря своей благотворительной деятельности AHA смогла завоевать доверие Гильдии киноактёров, которые позвали её в Голливуд. А непрекращающаяся помощь животным и детям помогают American Humane участвовать в кинопроизводстве до сих пор.

Но что стало причиной, по которой AH позвали в Голливуд? И как обращались с животными на съёмках до их прихода?

Казнённая слониха и сотни мёртвых лошадей

Слониха Топси
Слониха Топси

Через 26 лет после основания AHA и за 37 лет до её вмешательство в Голливуд. В 1903 выходит минутный фильм, где второй раз на экране появляется животное (В 1896 был снят 40-секундный фильм, где вокруг клетки со львом ходили с куском мяса). Это была слониха по кличке Топси. Её казнили электричеством за то, что она убила трёх дрессировщиков. Один из которых издевался над ней, заставляя съесть зажжённую сигарету. Профинансировал съёмки изобретатель Томас Эдисон ради «чёрного пиара». Он выступал против использования переменного тока, которым казнили Топси.

В это же время «Большое ограбление поезда» захватывает умы зрителей, открыв для них жанр вестерна. Главную роль, в котором почти всегда занимают ковбой и его верный скакун. Ковбойское кино сделает лошадей настоящими звёздами, но для многих, к сожалению, обернётся каторгой и смертью.

Постер к/ф "Большое ограбление поезда"
Постер к/ф "Большое ограбление поезда"

Большинство киношников, если так можно выразиться, не считали коней «живыми». То есть использовали их как расходный материал. Например в «Бен-Гур»(1925) Фреда Нибло во время съёмок гонок на колесницах погибли сотни лошадей. А тех, которые начинали хромать, просто пристреливали. К тому же, чтобы убедительно изобразить человеческое мясо, съёмочная группа убивала коз.

У известных актёров появлялись собственные дрессированные жеребцы, которые на каждых съёмках играли вместе со своими хозяевами. И получали свой гонорар. Но популярность получали не только лошади, но и другие животные.

Рин-Тин-Тин
Рин-Тин-Тин

Немецкая овчарка Рин-Тин-Тин — это пёс, который в 20-х годах неофициально получил приз зрительских симпатий. Компания Warner Bros находилась на гране банкротства и не могла снять для своего нового фильма сцену с волоком, который не хотел подчиняться. И хозяин овчарки Дункан предложил своего лучшего друга на эту роль. «Человек с дьявольской реки» имел высокие сборы, а Рин-Тин-Тин стал звездой и тем, кто спас Warner Bros от разорения. Он снялся ещё в 26-ти картинах, его изображали на постерах и значках, про него делали комиксы. И в конце концов пёс получил мировую известность и звезду на Аллее Славы.

Постер к/ф "Джесси Джеймс"
Постер к/ф "Джесси Джеймс"

Но несмотря на всю любовь зрителей к животным, режиссёры всё равно бездушно обращались со многими из них. Что в 39 году сыграло с ними злую шутку. Сразу два вестерна критиковались общественностью за жестокое обращение с лошадьми. «Дилижанс» Джона Форда осуждали за подсечки, то есть стреножу лошадей на ходу для эффектного падения. «Джесси Джеймс» Генри Кинга поднял накал в обществе до максимального уровня. На съёмках одной из сцен герой вместе с конём падал с обрыву в реку. Второй упал по-настоящему.

Общество не смогло стерпеть этого. Проходили акции и пикеты, призывающие к бойкоту жанра, ранее любимого всеми. За митинги отвечала уже известная вам American Humane. И именно после этого Гильдия киноактёров позвала AHA в Голливуд.

Изменения ситуации с животными в Голливудском кино

Кадр из к/ф "Большое ограбление поезда"
Кадр из к/ф "Большое ограбление поезда"

Какие-то серьёзные итоги после того, как AH появилось в Голливудском кинопроизводстве, стали заметны далеко не сразу. Ведь их стандарты обращения с животными носили лишь рекомендательный характер. А пускать или нет представителей организации на съёмки решали сами режиссёры и продюсеры.

В начале произошла лишь одна весомая реформа. Один из лидеров AHA Рональд Рейган провёл первый «Оскар для животных» — PATSY (Picture Animal Top Star of the Year).

А в 60-х Верховный суд распустил офис Хейса, благодаря которому American Humane могла хоть иногда появляться на съёмочных площадках. Но ассоциация всё равно прилагала усилия по наблюдению за производством кино.

Постер к/ф "Врата рая"
Постер к/ф "Врата рая"

И вот в начале 80-х выходит картина, которая загубила карьеру некогда великого режиссёра. Но при этом спасла жизни многих животных. Во время съёмок «Врат рая» Майкла Чимино было взорвано несколько лошадей, участвующих в батальных сценах.

American Humane Association вновь организует митинги и восстания. Общество ждёт от Чимино ответа. Гильдия киноактёров практически сразу же восстанавливает полномочия AH по защите животных на съёмочных площадках. Теперь продюсеры обязаны приглашать на съёмки представителей организации. И в титрах фильмах наконец появляется надпись «Ни одно животное не пострадало».

Бельмо на глазу American Humane

Кадр из к/ф "Жизнь Пи"
Кадр из к/ф "Жизнь Пи"

В наши дни AHA перестала быть организацией, которой нужно бороться для того, чтобы повлиять на что-то. Она стала практически монополистом в сфере контроля за обращением с животным. И American Humane не отказывает себе в удовольствии неоднократно пользоваться своим положением. И закрывать глаза на страшные вещи, о которых далее пойдёт речь.

«На прошлой неделе мы, черт возьми, чуть не убили Кинга в резервуаре с водой». Большинство сцен с «Ричардом Паркером» в «Жизни Пи» сняты с помощью CGI. Но в моментах, где не хватало графики, задействовали реального тигра по кличке Кинг. В одном из дублей бенгальский тигр упал в огромный резервуар с водой, заблудился и не смог самостоятельно найти выход. Тренер схватил его и вытащил в безопасное место. В итоге «Пи» был удостоен четырёх Оскаров и 609 млн. долларов в прокате. А в титрах красовалась надпись: «Ни одно животное не пострадало».

«Хоббит: Нежданное путешествие». Как стало известно изданию The Hollywood Reporter, во время съёмок блокбастера Питера Джексона от обезвоживания и истощения погибло около 27 животных из домашнего скота. Как рассказал тренер Джон Смайт руководство AHA сопротивлялось расследованию. В конце фильма так же, как и у прошлого появилась надпись: «Ни одно животное не пострадало».

«Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины». Съёмочная группа никак не защитила окружающую флору и фауну, когда она устроила взрывы в океане. Поэтому десятки мёртвых кальмаров и рыб были выброшены на берег. А American Humane решила не поднимать публично эту ситуацию.

Постер из к/ф "Белый плен"
Постер из к/ф "Белый плен"

Список фильмов, где животные получили ранения, а AHA закрыла на это глаза можно продолжать бесконечно. В «Белом плене» от Disney хаски повредил диафрагму. В «Неудачном запуске» погиб бурундук из-за халатности тренера. А в «Смотрители зоопарка» умер пожилой жираф. А ведь многие случаи халатности сотрудников AHA просто не доходят до прессы.

«Это увлекательно и иронично: из защитников животных они стали соучастниками жестокого обращения с животными», — говорит Боб Фербер, ветеран прокуратуры Лос-Анджелеса.

Фербер расследовал смерть двух лошадей на съёмка «Флики» в 2005 году. Если бы не он, то картина бы так же, как и остальные получила уже известный вам ярлык. Но и итоге надпись в титрах гласило следующее: «Американская гуманная ассоциация следила за действиями животных на съёмках».

AHA пытались обличить в том, что она сотрудничают с продюсерами и режиссёрами. Но ветеринар Кван Стюарт, который занял пост директора программы American Humane, ответил на эти обвинения:

«Вся эта идея о том, что мы дружим с индустрией, — это просто не так. В первую очередь мы хотим, чтобы животные были в безопасности».

Также он добавил:

«Лошади — это огромные животные, с молниеносной скоростью, на ходулях. Если вы хотите избежать инцидентов, держите их полностью в конюшне».

По словам старшего советника отдела кино и телевидения Карен Роза, AHA контролируют лишь 50% съёмки животных внутри США. Это обусловлено многими причинами: от непрофсоюзных производств, которые отказываются от участия до слишком удалённых мест или поздних уведомлений.

Кадр из к/ф "Месть пушистых"
Кадр из к/ф "Месть пушистых"

К тому же, в AH не хватает сотрудников. Поэтому на некоторые проекты приезжают лишь на пять минут и уже считают его закрытым.

«Я чувствую, что все больше и больше это делается не для того, чтобы убедиться, что мы, по крайней мере, видим дрессировщиков и животных и убедились, что это не ужасная ситуация, а скорее для того, чтобы сохранить цифры и создать впечатление, что мы следим больше, чем есть на самом деле», — сотрудник организации.

Бывшие сотрудники AHA обвиняют её верхушку в продажности и в том, что она пытается сильнее себя пропиарить, а не помочь животным:

«Пиар-отношения должны быть установлены на ранней стадии, чтобы «сотрудничать» в рекламных целях, приносящих пользу обеим сторонам, а не тому, чтобы мы выполняли свою работу на съемочной площадке. Затем на представителя оказывается давление, чтобы он «играл хорошо», или они просто ставят на фильм репутацию, которая, как известно, «играет хорошо», преуменьшая при этом любые вопросы, которые могут оказаться спорными».

Сопротивление организации расследованиям, ограничение деятельности наблюдателей и десятки обвинений от сотрудников. Всё это ставит под сомнение не только фильмы, в которых есть знаменитый финальный титр «Ни одно животное во время съёмок не пострадало», но и всю деятельность организации в целом.

Вывод

American Humane Association хоть и обвиняется в продажности и в халатности с животными во время съёмок в Голливуде. Но это не может отменить всего того, что организация сделала для детей и животных не только в США, но и во всём мире. Поэтому не стоит подводить её под «культуру отмены» из-за сегодняшней деятельности. Но, к сожалению, именно в кинопроизводстве она уже никогда не завоют доверия общественности.

Источники: История AHA, история животных в Голливудском кино, ещё животные в кино, расследование от THR.

Владимир Гильнич