Найти тему

Россия в лицах. Игорь Сикорский

134 года назад родился великий наш соотечественник, создавший славу российского и американского воздухоплавания. Дата эта опять нам ни к чему.

Грустно мне немножко стало, когда я собрал небольшую даже часть того, как американцы вознесли русского великого человека Игоря Сикорского. Они, что справедливо, конечно, считают его своим национальным гением и отводят ему важнейшее место в истории американского ХХ века. В Национальном Зале Славы Изобретателей его имя значится наряду с именами Луи Пастера, Альфреда Нобеля, Томаса Эдисона, братьев Уилбера и Орвила Райт, Генри Форда, Уолта Диснея, Чарльза Линдберга, Энрико Ферми... Почётная медаль Джона Фрица «За научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук» в области авиации была присуждена только двум людям — Игорю Сикорскому и Орвиллу Райту. А мы как-то лениво и не очень любопытно вспоминаем о том, что он считал себя русским, и тем хотел добавить свою толику гордости в наше общее национальное самосознание…

Игорь Сикорский верил в будущее России, верил в её возрождение. «Нам нужно работать, а главное — учиться тому, что поможет нам восстановить Родину, когда она того от нас потребует», — говорил он, обращаясь к соотечественникам-эмигрантам. Это бы и всем нам не мешало помнить.

Сикорский первым придумал, что аэропланы должны быть многомоторными. Это повышало их надёжность, грузоподъёмность, дальность полёта. Первым таким самолётом в России стал воздушный великан с рабочим названием «Гранд». Именно с этой машины, назвать которую простым словом «аэроплан» уже рука не поднимается, пошла вся мировая тяжёлая авиация: грузовая, пассажирская и военная.

Но самолёт «Гранд» был лишь точкой отсчёта великого плана. Вскоре был построен и успешно испытан совершеннейший четырёхмоторный воздушный аппарат «Русский витязь». В Европе удивлялись и не верили, что в России в воздух поднялся невозможный по тяжести самолёт. Там все сообщения об этом чуде величали «петербургской уткой».

12 февраля 1914 года в Риге на полигоне Русско-Балтийского завода в воздух поднялся легендарный «Илья Муромец». На борту четырёхмоторного самолета было 16 пассажиров — неслыханный для того времени рекорд. В самолёте был комфортабельный салон, отопление, ванна с туалетом и… прогулочная палуба. Именно на «Илье Муромце» летом 1914 года Сикорский лично совершил перелёт из Петербурга в Киев и обратно. Это был абсолютный мировой рекорд.

Примеру Сикорского последовали, конечно. Например, итальянец Дж. Капрони уже в 1913 году построил самолёт Са-30 с тремя пропеллерами. Этот первый после Сикорского опыт оказался неудачным. Лишь в 1914 Капрони добился относительного успеха. Таким образом, приоритет Игоря Сикорского в создании тяжёлых многомоторных воздушных кораблей абсолютно бесспорен и это навсегда останется важным фактом в ряду тех, которые питают нашу национальную гордость.

В августе 1914 года грянет величайшая война, и царь Николай II подпишет указ о создании первой эскадры дальней бомбардировочной авиации. Она состояла из десяти «Муромцев». Было положено начало тяжёлой боевой авиации стратегического назначения. Этот военный праздник русские лётчики отмечают до сих пор.

Дальше начинается американская история Игоря Сикорского... Из России он изгнан за то, что его отец, известный мыслитель и психиатр не вовремя попытался доказать, что Менахем Бейлис причастен к убийству мальчика Ющинского. Большевистская революция почему-то увидела в этом личное оскорбление. Все участники процесса Бейлиса были растерзаны в чекистских подвалах. Сын Сикорский был включён в кромешные списки, но успел сбежать.

И вот теперь он — создатель самолётов и первых вертолётов в США. Основатель выдающейся корпорации, носящей его имя — «Сикорский Аэроинжениринг Корпорейшн». В общественном мнении Америки и России признан гением авиастроения.