Владивосток – один из немногих городов России, где на подъезде к главному железнодорожному вокзалу из окон вагона можно увидеть море. Отсюда начинается рассказ и путь Есении – главной героини серии аудиоспектаклей «Береговая линия». Проект посвящен местам, соседствующим с морем, и в первом сезоне предлагает слушателям вместе исследовать береговую линию Приморского края.
Аудиоспектакль – это не историческая хроника, а художественное произведение, основанное, впрочем, на реальных событиях. Здесь есть место природным памятникам, коренным народам с их культурой и языком, историям людей, влюбленных в свой край и пронесших сквозь года дух покорителей неисследованных просторов.
Семья – живая история
Автор и режиссер серии аудиоспектаклей Анастасия Остапенко собрала историю Еси и её семьи по крупицам из большой, растянутой на десятилетия, истории освоения Дальнего Востока. Практически у каждого жителя Приморья в роду есть те, кто пешком, морем или поездом перебрался на край земли из Приволжья и Украины в конце XIX века. История каждой семьи уникальна и вместе с этим так похожа на остальные.
«История семьи Еси – собирательный образ. Вместе с этим, в этой истории есть реальные факты о членах моей собственной семьи, например, то, что мой прадед не знал даты своего рождения, потому что родился в пути на Дальний Восток и это событие затерялось в этом сложном и долгом маршруте, – поделилась Анастасия. – Это катастрофически сложно – собирать информацию об истории своей семьи, мы, как и многие, не имеем собственного архива. А так хотелось бы послушать записанный на кассету голос бабушки или прочитать подробную подпись на фото: кто все эти люди? где они были? в каких обстоятельствах сфотографировались? Аудиоспектакль – моя попытка порассуждать на тему «А как было бы, если бы я всё это имела» и возможность не только вернуться домой – в Приморский край – но и вернуть что-то этому месту. Может быть, после прослушивания кто-то тоже захочет поближе узнать историю своей семьи, прогуляться, по-новому взглянуть на Владивосток или даже приехать сюда».
Горькие страницы
Хронология событий аудиоспектакля размахнулась на полтора века: от первых шагов переселенцев на Дальний Восток,до появления моста через бухту Золотой Рог. Эмоциональный маятник «Береговой линии» раскачивается также широко. Здесь есть место и трогательным моментам семейных встреч, и горьким событиям, наложенным отпечатками советской истории.
Это сейчас Владивосток – свободный и дружелюбный город-порт, а когда-то его называли невзрачным словом Владперпункт – Владивостокский пересыльный пункт ГУЛАГа. Где-то здесь закончился маршрут заключенного поэта Осипа Мандельштама и сотен других людей, направляющихся на Колыму. Автор проекта находит связь между теми, кто когда-то шёл в Приморье и терял по пути дату и место рождения, с теми, кто потерял дату и место смерти, добравшись.
Письма из океана
В первом выпуске «Береговой линии» история Еси переплетена с письмами из океана от путешественника, решившегося вместе с отцом на яхте пересечь Тихий океан и обогнуть мыс Горн в неспокойных водах пролива Дрейка. Свои заметки в виде писем жене он публиковал в телеграм-канале «Тоня, привет».
Письма появились в аудиоспектакле не случайно, а как доказательство, что и каждое последующее поколение на Дальнем Востоке такое же смелое, отважное и не растеряло духа авантюризма. Здесь будто само место говорит, как поступать.
В следующих выпусках проекта аудиозрителям предстоит познакомиться с новыми героями – теми, кто сохранял культуру и язык коренных жителей Приморья удэгейцев, узнать о японской традиции кодо и услышать миф тунгусо-маньчжурских народов.
Звуки моря и ветра
Аудиоспектакли – не только записанные и озвученные актерами истории Еси, морских путешественников и других героев проекта. Вместо декораций – перед глазами слушателей реальные места (выпуски приглашают на аудиопрогулки по заранее построенным авторами маршрутам: платформам железнодорожного вокзала Владивостока или до маяка Брюса в Хасанском районе Приморья), а там, до куда не могут дотянуться глаза, помогают звуки.
Звуки перекатывающейся в волнах гальки, разбивающихся о скалы волн, гудящего порта, завывающего у маяка ветра и гомон азиатских чифанек бережно были записаны на рекордер. Это не интершум, а голос Приморья, который говорит наравне с персонажами аудиоспектакля.
А Владивосток прошлого звучит казачьими напевами и украинским фольклором – народным творчеством первых переселенцев. Так, песня, исполненная хором и прозвучавшая в первом выпуске, – одно из первых стихотворений о Владивостоке, написанное поэтом и краеведом Дальнего Востока Николаем Матвеевым-Амурским и наложенное на музыку композитором «Береговой линии».
Команда молодых
Автор «Береговой линии» – Анастасия Остапенко, режиссер и сценарист двух короткометражных картин «Качели» (2020) и «Прятки» (2018), родом из приморской Славянки. Студенчество Анастасия провела во Владивостоке и сейчас, после около 10 лет жизни в Москве, признается городу и всему краю в любви.
Голос главной героине Есении подарила актриса Приморского театра молодежи. Её озвучила Анастасия Кошарнова. В творческой команде проекта – композитор Евгений Бархатов и продюсер Анна Румянцева. Евгений, за чьими плечами десяток музыкальных произведений для театральных постановок и фильмов, помог текстовому сценарию зазвучать, а Анна, кинопродюсер с семилетним стажем, дает аудиоспектаклю возможность быть услышанным. Не только услышать, но и увидеть «Береговую линию» делает возможным иллюстратор Юлия Кожурина. Её цифровые картины стали афишами к каждой серии аудиоспектаклей.
Проект реализован при поддержке Росмолодежи. Гранты.
Отправиться в путешествие
Аудиоспектакли «Береговая линия» состоят из восьми выпусков, каждый из которых можно бесплатно послушать на платформе Mave или на любом удобном стриминговом сервисе: Apple Podcasts, Google Podcasts, Яндекс.Музыка, Звук и тд. В описании каждой серии – инструкция, которая поможет не заблудиться в истории и воспоминаниях Еси.