Найти в Дзене

Рынок недвижимости и спецслужбы

Много лет назад в наше в агентство поступил звонок от человека, который хотел продать квартиру в центре Москвы. - Только, понимаете… Наша квартира по документам двухкомнатная, но в ней всегда была еще одна комната, третья. Только мы в нее никогда не входили, а дверь в нее всегда была заклеена обоями. В таких случаях обычно нужно убедиться, что звонящий действительно ненормальный, и есть смысл попросить дополнительных разъяснений. Разъяснения оказались такими. - Все квартиры в нашем стояки трехкомнатные, - сообщил звонящий вполне адекватным голосом, - Но, понимаете, до того, как мы сюда въехали это была явочная квартира КГБ. Мы не знаем, что там, за дверью, но, если посмотреть в улицы, окно в этой комнате закрашено белой краской, и вечером в ней иногда горит свет. - Хорошо, а вы не думали, что это комната соседней квартиры? - Конечно думали. Но у нашей соседки, стандартная однокомнатная. Мы у нее всю стену с этой комнатой простучали. Обычная капитальная стена. Когда я приехал на осмотр,

Много лет назад в наше в агентство поступил звонок от человека, который хотел продать квартиру в центре Москвы.

- Только, понимаете… Наша квартира по документам двухкомнатная, но в ней всегда была еще одна комната, третья. Только мы в нее никогда не входили, а дверь в нее всегда была заклеена обоями.

В таких случаях обычно нужно убедиться, что звонящий действительно ненормальный, и есть смысл попросить дополнительных разъяснений. Разъяснения оказались такими.

- Все квартиры в нашем стояки трехкомнатные, - сообщил звонящий вполне адекватным голосом, - Но, понимаете, до того, как мы сюда въехали это была явочная квартира КГБ. Мы не знаем, что там, за дверью, но, если посмотреть в улицы, окно в этой комнате закрашено белой краской, и вечером в ней иногда горит свет.

- Хорошо, а вы не думали, что это комната соседней квартиры?

- Конечно думали. Но у нашей соседки, стандартная однокомнатная. Мы у нее всю стену с этой комнатой простучали. Обычная капитальная стена.

Когда я приехал на осмотр, в багажнике моей машины был внушительный набор разных инструментов, а в сумке налобный фонарик, рабочий комбинезон и, на всякий случай, не один фотоаппарат, а два. Тогда еще пленочных. Каково же было мое разочарование, когда «при вскрытии» выяснилось, что таинственная заклеенная обоями дверь никуда не вела. За ней была кирпичная кладка, а таинственную комнату, как показало дальнейшее расследование, занимала бухгалтерия магазина «Цветы», который располагался под этой квартирой.

Шалость не удалась.

На самом деле, большинство историй про то, как спецслужбы «орудуют» на рынке недвижимости, это подобные курьезы. У спецслужб другие функции чем работа на рынке недвижимости. Если им нужна какая-то недвижимость, они ее просто покупают или получают бесплатно.

Даже, если участник сделки находится в разработке соответствующих органов, вы можете об этом никогда не узнать. В крайнем случае, объект недвижимости такого человека может неожиданно оказаться под арестом. Во всяком случае, если арест квартиры на Цветном бульваре и дома в элитном коттеджном поселке был наложен из-за долга по коммунальным платежам в восемь тысяч рублей или просто по какой-то «технической ошибке», можно заподозрить что-то подобное. Хотя, вероятнее всего, это будет действительно техническая ошибка.

Привлечь внимание спецслужб ваши сделки с недвижимостью могут в том случае, если происходят, так сказать, в особо крупных размерах. Или вы просто гражданин другой страны. Но тогда внимание к вам может проистекать именно из факта вашего гражданства и каких-то сопутствующих этому причин, а не из-за ваших действий на рынке недвижимости.

Немного иначе обстоит дело, если вы сами оказываетесь на рынках других стран. Тут наоборот, вы иностранец, соответственно, внимание спецслужб к вам может быть немого большим, чем к простым гражданам страны. Скорее всего вы не почувствуете его и там, тем не менее, есть вещи, которые нужно принять во внимание.

Во-первых, спецслужбы обычно активно работают среди эмигрантов и просто экспатов. Думаю, это понятно, сбор информации и все такое.

Кого эти службы вербуют? Тут тоже никаких секретов. Они вербуют тех, кого легче. А легче вербовать тех, на кого есть компромат, и за кем в РФ числится какой-то криминал. Такого человека, если не успели арестовать или завербовать на родине, с большой вероятностью завербуют за ее пределами.

Часто таким людям помогают. Разумеется, не из благотворительности, а для того, чтобы они могли поставлять нужную информацию и совершать нужные действия. Например, открыли русскоязычное экскурсионное бюро или агентство недвижимости.

Во-вторых, спецслужбы имеют довольно большую автономию. Они не отчитываются о своих информаторах и имеют большую финансовую независимость. В их работе нужна скрытность, и, например, отчитываться перед налоговыми органами о выплатах информаторам с указанием их ID они по понятным не могут.

И тут есть один интересный нюанс. Часто в качестве оплаты услуг спецслужбы разрешают своим информаторам «зарабатывать», как они умеют. Закрывая на это глаза не только себе, но и полиции. Ну, и, понятно, используют этот момент для целей «самофинансирования» тоже. Думаю, если вы смотрели фильмы про шпионов и полицию, то имеете представление, как это происходит. Но, как это происходит на практике, намного интереснее.

Тут мы приходим к третьему фактору, который имеет смысл принять во внимание. Спецслужбы являются одним из элементов управления в политике и финансах.

Какие задачи в этой области перед ними ставятся?

Думаю, относительно финансов все достаточно ясно. Хотя, если судить по поведению некоторых наших соотечественников, ясно не всем. Однако, люди, которые имеют дело с крупными движениями денежных средств здесь и там, знают, что есть серьезная разница между, например, долларами, заработанными в США и долларами, полученными за их, Соединенных Штатов, пределами. Или евро, заработанными в Европе, и евро, привезенными из-за пределов Евросоюза.

Существует что-то вроде защиты внутренних рынков. В случае финансов нужна легализация денег в той юрисдикции, где вы собираетесь их использовать. Это серьезная процедура, при проведении которой, например, для легализации суммы свыше 100 тысяч евро подчас недостаточно предоставить договор купли-продаж квартиры, зарегистрированный Росреестром. Нужно предоставить банковские документы, подтверждающие транзакцию по данному договору. А, если чьи-то серьезные деньги уже легализованы, желательно каким-то образом обезопасить страну от их влияния. Например, осуществить их рестрикцию.

В области политики все менее очевидно, но во многих уголках этого мира есть что-то вроде защиты от влияния на внутриполитическую ситуацию граждан других стран. Или обеспечение такого влияния, какое нужно. Например, политики маленьких стран, таких, как страны Прибалтики, население которых в несколько раз меньше, чем население одного города Москвы, опасаются такого явления, как руссификация. О чем периодически прямо и заявляют.

Да, не все мероприятия по защите внутренних рынков реализуются через спецслужбы. Некоторые осуществляются через налоговую и судебную системы. Но и спецслужбы не стоят в стороне, и работают с помощью того арсенала технологий, который у них есть.

Но чего конкретно тут бояться?

Если мы сопоставим вышеописанные спецслужбистские технологии с задачами по защите финансовых рынков и защитой от «нежелательных элементов», становятся понятны и объяснимы такие вещи, как, например, афера с недвижимостью в Чехии, где у наших соотечественников было украдено по некоторым данным около полумиллиарда крон – по меркам Праги довольно впечатляющая цифра.

Подробности аферы широкой общественности, увы, не известны. Что в свете изложенного вполне понятно. Те, кому они интересны, могут сходить сюда и сюда. Если коротко, в Праге выходцами из РФ и Украины было создано агентство, через которое якобы можно было купить недвижимость, находящуюся на балансе муниципальных округов Праги. В основном квартиры и нежилые помещения.

Риэлторы приводили туда людей для покупки этой недвижимости, но ни один клиент этих риэлторов оплаченной недвижимости не увидел. Как и своих денег. Главный свидетель всего этого, человек, который сидел в офисе на ул. Кубеликова, принимал деньги и передавал их "кому следует", по сути кассир, то ли умер, то ли был убит, то ли просто получил другие документы и спокойно живет где-то в теплых краях.

Ну, и, конечно, никто из «риэлторов» не пострадал. Они яко бы не знали, каким образом в Чехии осуществляется выкуп недвижимости с баланса муниципальных образований, то есть, по сути, не знали рынка, на котором работали.

Что надо знать о таких схемах-спецоперациях?

Во-первых, обычно, работая с кем-то, мы подразумеваем, что в случае нечестной работы наш конрагент понесет ответственность. То есть, мы понимаем, что он не будет, например, наносить нам материальный ущерб откровенным враньем, поскольку следующее за этим наказание делает такое вранье бессмысленным. В данных случаях это может быть не так.

Например, пражских «риэлторов», обманувших своих клиентов (поименный, но, думаю, неполный список в одной из моих статей), к ответственности действительно привлечь невозможно. У них своего рода иммунитет.

Да, по законам Чехии они совершили действия, квалифицируемые как мошеннические. Предоставили ложную информацию, привели своих клиентов к продавцу, который никаким продавцом не был. Любой адвокат назовет вам несколько статей, по котором, этих людей следственные органы обязаны привлечь к уголовной ответственности. Тут мы как раз и имеем дело со своего рода лакмусовой бумажкой. Если человека не привлекли к ответственности за то, за что по закону обязаны были привлечь, причина этому одна из двух. Или он участвует в сделке со следствием, или связан со спецслужбами. Ну, или дал взятку всем следственным и надзорным органам страны. Но, думаю, тут и полмиллиарда крон может не хватить.

Во-вторых, нормального расследования, которое требует закон, вы тоже не увидите. Предоставленные вами улики останутся без рассмотрения, освещения в прессе, которое заслуживает афера такого масштаба, вы тоже не увидите. То есть нормальной реакции на произошедшее, которую можно было бы ожидать, не будет.

В-третьих, ключевой свидетель по делу почему-то умрет прямо накануне ареста, как в нашем случае пани Яна Миклаткова - кстати, единственная из участников аферы уроженка Чехии. Или окажется обладателем документа о том, что он/она был недееспособен и не понимал, что творил, как в некоторых других случаях. Ну, и понять, умер ключевой для следствия человек на самом деле, или ему просто сделали новые документы, вы тоже никогда не узнаете. Вероятность таких вещей нужно иметь в виду.

В-четвертых, деньги, которые потеряли потерпевшие, так и не найдутся. Мало того, вы не обнаружите их и у участников аферы. Так, в пражском случае случае, согласно расследованию полиции, никто из риэлторов, которые привели своих клиентов к потере денег, особо не разбогател. Все они живут в Праге примерно на том же уровне достатка, что и до этого, а у детей умершей/исчезнувшей пани, которая и стала единственным обвиняемым по делу, даже остались не выплаченные кредиты.

В общем, ответа, как полмиллиарда крон растворились в пространстве Чехии, вы не получите тоже. Они благополучно изъяты из оборота на рынке недвижимости. Вероятно, какую-то «комиссию» главные участники аферы и получили, но она совсем не того размера, что потерянные людьми деньги.

Разумеется, не все подобные аферы проделываются спецслужбами. Но перечисленные выше четыре признака в сумме с профессиональным слаженным построением аферы, это уже узнаваемый почерк, по которому можно заключить, откуда растут ноги.

Информации об аферах типа пражской или «распродаж» земельных участков в Калифорнии, в открытых источниках не так много. Профессиональные журналисты о таких вещах почему-то не пишут. Надеюсь, этим текстом я отчасти восполнил этот пробел.

Сейчас достаточно много людей, которые умеют читать по-русски оказались за рубежом. И какой-никакой риск профинансировать таким вот замечательным образом чьи-то спецслужбы – или просто аферистов, имеющих соответствующие связи - у них есть. А риски нужно минимизировать.

В общем, надеюсь, что сделал очередное доброе дело, раскрыл тему спецслужб на рынке недвижимости. Во всяком случае, раскрыл в том объеме, который может пригодится рядовому участнику рынка.

Удачи!