Найти в Дзене
PrimaMedia.ru

Кожемяко и Шестаков сообразили на двоих, декоммунизация УИКов и вездесущие политремесла

КПРФ во Владивостоке разожгла скандал в связи набором новых членов в городские УИКи, где ее представителям нашлось уже куда меньше места, чем ранее. В подобной зачистке наблюдатели разглядели мохнатую руку мастера.

Глава Владивостока Константин Шестаков отчитался перед депутатами за прошлый год, а губернатор Олег Кожемяко запустил первый форум общественников по благоустройству. Оба эти мероприятия как бы глядят в будущее — прямо в сентябрь 2023 года.

Законодательное собрание беднеет депутатами. На этой неделе добровольно сложил полномочия председатель экономического комитета Владимир Исаков. Освободившийся мандат сватают худруку театра Горького Ефиму Звеняцкому, который, хоть и не любитель ходить в народ, но способен подхватить культпредставительство у Анны Алеко, ранее арестованной.

Декоммунизация УИКов

Владивостокский горком КПРФ заявил о выдавливании своих представителей из участковых избирательных комиссий в дальневосточной столице. Похоже на то, что администраторы губернаторской кампании решили воспользоваться моментом — как раз подходит к концу полномочия старых составов УИК, — и максимально проредить их от коммунистов. По оценкам самих представителей КПРФ, из 200 УИКов во Владивостоке они могут рассчитывать где-то на 40.

Как рассказал ИА PrimaMedia второй секретарь крайкома КПРФ и депутат ЗС ПК Евгений Ляшенко, такое стало технически возможно из-за методологических новаций. В марте этого года поступили новые методические рекомендации по формированию участковых избирательных комиссий, где прописана процедура (раньше ее не было) — в частности, в случае, если кандидатов, предложенных от политических партий, больше, чем предполагается, они выбираются в члены с правом решающего голоса либо путем жеребьевки, либо рейтинговым голосованием. Во Владивостоке повсеметно было выбрано рейтинговое голосование.

В законе по-прежнему сказано, что 50 процентов членов УИК с правом решающего голоса должны занять представители парламентских партий. Таких в Приморье заявилось пять. Математика простая — в среднем в УИКах от семи до девяти членов. Половина — это 3-4 человека. Пятый уже не влезает. И за бортом, по большей части, оказываются коммунисты.

По словам Ляшенко, КПРФ еще в марте предлагала Крайизбиркому решить возможные спорные моменты путем увеличения числа членов УИК до 10 — тогда бы всем сестрам досталось по серьгам. Но в ведомстве сочли, что это дорого. Заметим, что чуть позже Крайизбирком внезапно объявил о создании во Владивостоке трех новых ТИКов, на которые, несмотря на более значительный объем, средства нашлись.

В итоге скандалы не заставили себя долго ждать. Горком КПРФ объявил, что в Ленинском ТИКе забраковали 31-го кандидата в УИКи из 53 возможных. В КПРФ дали понять, что при таком раскладе желание отправить своего кандидата на губернаторские выборы у них стремительно падает.

С одной стороны, угроза так себе — в победу потенциального кандидата от КПРФ, секретаря крайкома Анатолия Долгачева и так сложно поверить. Да и форма ультиматума несколько странна — когда тебе выстрелили в левую ногу, пообещать отстрелить себе еще и правую.

С другой — выборы без КПРФ уже на старте теряют какие бы то ни было признаки конкуренции, и сама победа становится похожа на нероновские триумфы в соревнованиях поэтов и гонках на колесницах. На ум приходит другая античная аналогия — с Иродом и пресловутым эпизодом избиения младенцев. В данном случае — политических.

"Формально все парламентские партии могут претендовать на включение своих представителей в состав участковых избирательных комиссий. Но парламентских партий нынче развелось много — всем места не хватает, — говорит политолог Вячеслав Беляков. — При этом нельзя сказать, что хоть кто-то из местных партий подходит системно к вопросу формирования комиссий. Даже КПРФ".

По мнению эксперта, отсечение коммунистов от участковых комиссий может быть частью согласованного с региональным руководством КПРФ "системного слива" партии.

"В нынешней ситуации такой кандидат, как Анатолий Долгачев, рискует не занять даже второго места, и "политуправленцы" дают ему отличный повод красиво уйти. При этом системно ведётся работа по формированию УИК без КПРФ, что выгодно в длительной перспективе. Все, кроме избирателей, в выигрыше. Другой вопрос — насколько скандализация губернаторской кампании на старте согласована с "кураторами". Можно же и по шапке получить за недостаточную степень демократичности процессов".

Политобозреватель Андрей Калачинский подчеркивает, что в нынешних политических условиях итоги выборов губернатора могут преподнести такой же сюрприз, как и в 2018 году, когда кандидат от КПРФ чуть не победил кандидата от Кремля.

"Хоть КПРФ лишилась своих самых буйных и ярких представителей и выставляет против Кожемяко обычного функционера, избиратель, переполненный протестными настроениями, может отдать свой голос кому угодно, лишь бы не представителю нынешней власти, — говорит эксперт. — Поэтому те, кто организует выборы из страха перед "неуправляемым народом", делают так, чтобы подсчёт голосов был под их полным контролем".

В новых медиа уже заметили, что такая подготовка поля боя с расчисткой всех неугомонных, а потом и мало-мальски заметных соперников имеет знакомый почерк политтехнолога Ильи Спокойнова. Тем более, что он уже по всем понятиям свободный художник — недавно отбыл наказание по делу о мошенничестве и может заниматься творчеством уже за пределами камеры СИЗО.

Тем не менее, версия со Звеняцким кажется правдоподобной. Конечно, Ефима Самуиловича сложно представить депутатом, бороздящим в резиновых сапогах просторы канализаций и подвалов, пишущим запросы чиновникам о протекающей крыше и лопнувшей трубе, вдыхающим вместе с активом дома миазмы несанкционированных свалок или воюющего с нелегальными ларечниками. Он, конечно, не про это. Люди масштаба Звеняцкого нужны не для работы на округе, а под другие задачи. В частности, представительства культурного цеха, которое после задержания Анны Алеко несколько опустело.

Остается открытым и вопрос о том, кто возглавит вакантное место председателя экономического комитета. По регламенту, руководителя должны избрать члены самого комитета из своего круга. Дальше это решение должно быть одобрено на заседании ЗС ПК большинством депутатов. Без Владимира Исакова в комитете состоят шесть человек, из которых три — заместители председателя. Это единоросс Джони Авдои, справедливоросс Алексей Козицкий и представитель КПРФ Любовь Терендина. Остальные члены комитета — единоросс Юлия Пак и коммунисты Надежда Телелюева и Андрей Акимов.