Найти тему
Одиночная палата

Cinemarasm: Тыгын Тыгыдын

Эпический фейл якутского кинематографа исполненный еще в 2020-м году заслужил моего внимания только сейчас. Было абсолютно нечего смотреть. Но даже при этом досмотреть сие, с позволения сказать, произведение даже до половины не получилось. Что испытали люди сходившие в кинотеатр я боюсь представить. На это невозможно смотреть. Что это такое? Зачем такое снимать?

Поймите правильно, я понимаю, что сравнивать напрямую якутский кинематограф даже с федеральным российским нельзя. Это не те бюджеты, не тот опыт, не те кадры. Во-вторых, я теплейшим образом отношусь к поделкам якутских деятелей. Это колоритно, это своеобразно, это лампово. Особенно, когда авторы не пытаются перепрыгнуть через собственную голову и адекватно оценивают собственные возможности. Мало денег - отобьем качественным сюжетом. Плохие декорации - адаптируем сценарий. Неважный актерский состав - проработаем диалоги.

Здесь все наоборот. Ни сюжета, ни сценария, ни режиссуры. При, прямо скажем, несильной игре, кривом антураже и явном отсутствии опыта построения массовок.

Первое что режет глаз это очень серьезные щи у всех персонажей. Якутские актеры ведь не такие слабые, они очень органично изображают смех, веселье, злость. Иногда слишком театрально, но всё же умеют. Вы зачем сделали из них из всех героев Машкова? Ну, хорошо, на каком-нибудь собрании вождей наверное надо зыркать со значением. А зачем так делать на празднике, с детьми и женами, во время сражений, когда просто идешь? Причем страшно зыркают все без исключения, включая прислугу и женщин.

С женщинами вообще отдельная история. Одна истеричка, другая плакса, третья вообще психически нездоровая. Что не случись одна начинает орать, вторая рыдать, третья закатывать глаза в припадках. Что вы хотели изобразить? Равноправие полов в феодальном обществе? Женщины максимум между собой могли что-нибудь тихонько обсуждать. Выделываться перед ханом на людях? Вы чего? Держать психопатку за шаманку? Да её бы с такими повадками от чужих глаз бы прятали. Не становятся шаманками по самоопределению. Ими рождаются от других шаманов и шаманок. Не может дочь хана быть ебанутой. Ну никак. Где вообще историзм?

Единственные кто постарался - и это видно - это костюмеры. Но тут опять видимо вмешался гений режиссера. Вы воспроизвели праздничный выходной костюм, вы очень достоверно изобразили военные доспехи. Но их ведь надо использовать к месту. Зачем на праздник мужики ходят в боевой выкладке? Почему женский праздничный костюм нельзя отличить от обыденной одежды? Они что так каждый день выряжаются? Ну, допустим, у ближайших родственников главенствующей семьи это норма, но тогда почему она никак не отличается от одежды слуг и простого люда? Это же феодалы - главных феодалов должно быть за километр видно. В общем-то они примерно за километр скорее всего и находились от прочего народонаселения. Тыгын должен быть вообще самый красивый во всех отношениях, включая коня и доспех. А тут со спины и не поймешь царь это местный или бродяга из соседнего поселка. Историзм, как-то соблюденный в одеждах и быту, напрочь испоганен тупым руководством.

Тупым руководством похоронен и в принципе здравый смысл. Мало того что вы наряжаетесь не в тему и без повода. Так вы еще и не по сезону это делаете. Сука, вы когда или где это снимали? Как можно в июньскую жару в Якутске одеваться вот так? В меха и кожаные комбинезоны одеты все - от мала до велика. Дети. Ебать. Дети как по такой жаре не подохли там на съемочной площадке? Вы там голые все должны быть. Максимум рубаха и штаны из легкой материи. Что авторы никогда не посещали ысыах в жизни? Откуда вы это берете то? Как будто инопланетяне снимали, а не местные.

С первых кадров гигантские сюжетные дыры. Как вожди противоборствующего племени перебрались на праздник с того берега реки? На лодках? С конями? В доспехах? Вы никогда не плавали в деревянной лодке? Вы не знаете какой ширины река у Якутска? Что бы переправиться на тот берег надо было как минимум специально собираться. И скорее всего без планов перебраться обратно, потому что где вы возьмете вторую лодку на том берегу на сто километров выше по течению? Или вы на чем там, на паромах дизельных передвигаетесь? И главное ведь в самом же фильме говорится открытым текстом, что надо дождаться зимы, что бы пересечь реку с войском. И тут же вы взад-перед ездите с делегациями по 20 человек как нечего делать. Вы как это делаете? У вас паромы только маленькие в наличии?

Какие-то обычаи странные придумали. Выдавать царских дочерей за случайных людей. Почему этот случайный человек измазал лицо в говне? Почему другую царскую дочь можно просто выкрасть на лодке? Куда он на этой лодке собрался? На тот берег? К врагам? А врагам она не нужна? Или её там никто не узнает? С узнаванием тоже что-то странное. Такое ощущение, что в окрестностях проживает как минимум миллион человек, что ни кто ни кого в лицо не знает. Ну вы чего? Их там от силы несколько десятков тысяч на всю территорию - это по современным меркам село небольшое. Все там прекрасно друг друга знают в лицо до третьего колена.

Кузнецы тоже очень странно изображены. Как рабы на египетских каменоломнях. Кузнец в обществе без огнестрельного оружия сродни шаману. Это очень уважаемый и значимый человек. Если не уровня вождя племени, то уж точно не ниже хорошего воина по статусу. Бить кузнеца плеткой? Да вы чего. Они с таким отношением на следующий день уйдут к соседям. Вы без оружия хотите остаться? Молодцы. Это консультанты вам насоветовали? Так вы с логикой обыкновенной не дружите.

Хорошо, дескать, снято по художественному произведению. Да и истории письменной по этому периоду мало. Но есть ведь достоверные вещи, которые установлены уже русскими первопроходцами. Старик Легой, например, он именно что был уже стариком во время прихода русских. Почему его играет одинаковый по возрасту актер? Не нашли кого постарше? Почему возраст вообще не понятен ни дочерей ни жен. Сколько им всем. Почему они вообще все одинаковые? Одинаково одеты, одинаково накрашены.

Еще раз повторюсь, что костюмы, видимо, действительно изготовлены с любовью и чувством. А что с гримом то случилось? Почему все после барбершопа вчерашнего? Ногти чем там стригут? Почему вместо загара говно? Бог с ним, у царя и приближенных может быть есть время прихорашиваться каждый день. Но вы и бедняков так показываете. Они то где наманикюрились? Что нельзя было изобразить обыкновенных поеденных комарами обгорелых работяг? Почему они все у вас выглядят как офис менеджеры? Измазанные говном.

Что в принципе с лицами? Почему такое ощущение, что людей несколько дней мучает запор? Это вы так суровый быт хотели изобразить? Вы удивитесь, но чем суровее быт у людей, тем больше они склонны радоваться мелочам и в целом относиться к жизни с юмором. Вы себя изобразили? Люди не такие как вы. Ни сегодня ни вчера. Почему все разговаривают стихотворным слогом? Просто ругаться и говорить простым бытовым языком не умеют?

В общем сил досмотреть "кино" не хватило. Это пытка. Это испанский стыд. Якутский кинематограф хороший. Этот фильм не достоин носить его имя. Чушь. Не смотреть никому.