В обычное время Московские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге выглядят так:
В верхней части они украшены так называемыми трофеями, или военной арматурой - скульптурным изображением оружия, военных доспехов и атрибутов. (Не хочется переписывать Википедию; если вам интересна история появления трофеев в культуре, можете почитать её самостоятельно здесь).
Выглядят они весьма интересно, и мне всегда хотелось рассмотреть их поближе. Как вариант, на площади есть одноименная станция метро, где в торце зала стоит уменьшенная копия одного из трофеев.
Так что в целом детально арматуру можно было рассмотреть поближе, не выходя из метро. Более того, вблизи можно отыскать такие интересные детали, как кучерявые усы на шлеме или дивная рыбка проглотившая фанфару:
А чуть больше недели назад из окна автобуса внезапно обнаружились добры молодцы, с любопытством выглядывающие из-за строительного забора:
Оказывается, сам архитектурный памятник разбирают на реставрацию; его детали постепенно демонтируют, чтобы оценить степень повреждений от коррозии. Всё, что можно снять, разъедется по мастерским; на месте будут реставрировать только колонны.
Кусты военной арматуры выглядят весьма живописно.
Московские ворота на момент своего сооружения в 1838 году были крупнейшим сооружением мира, собранным полностью из металла.
Ну а раз накопалось немного интересных архивных фото с ними, давайте немного поговорим об их непростой истории.
Ворота были установлены на Московской заставе (здесь когда-то проходила южная граница города) не сами по себе, а в ансамбле с двумя симметрично расположенными зданиями кордегардии (помещениями для караула). Вот эти домики на фото Карла Буллы 1890-х годов:
Город быстро рос, и уже через пару десятков лет застава потеряла своё значение, караул был снят. Кордегардии передавались различным организациям, а в 1886 году в здании западной кордегардии был основан Забалканский (так назывался Московский проспект в те годы) пожарный резерв, для чего её надстроили каланчой. И вот как раз на фото Буллы эту каланчу хорошо видно справа.
Место для пожарных прижилось, и в 1925 году напротив бывшего Забалканского пожарного резерва появилось пожарное депо. Кстати, считается, что это самое первое здание, построенное в нашем городе после революции.
Это было первое сооружение подобного типа, рассчитанное на пожарные автомобили, а не на конные повозки. Архивное фото 1938 г.:
И вот тут у меня возникает некоторый когнитивный диссонанс. Если посмотреть на аэрофотосъёмку 1914 года и на то, насколько близко к воротам стояли кордегардии, то не очень понятно, куда там впихнули новое здание пожарной части. На самом верхнем фото в посте видно, как близко пожарная часть расположена относительно ворот. И нет, кордегардии тогда ещё не сносили :-)
UPD. Это я невнимательная, показалось, на фото Буллы кордегардии стоят за воротами, а на аэрофотосъёмке тот кусок дороги слева, где сейчас совсем небольшая улочка, приняла за Лиговку.
На самом деле, новая пожарка была построена с другой стороны от кордегардий.
После революции, в 1918 году, Московские ворота были признаны памятником государственного значения. Только надписи о победах русских войск с них демонтировали, т.к. решили, что они "идеологически устаревшие". В 1927 году через центральный пролёт ворот были проложены трамвайные пути вместо старого варианта обхода ворот и кордегардий по кругу. На фото 1931 года видно, как трамвай МС-1 проезжает через ворота на юг, слева ещё видна одна кордегардия и справа за воротами - вторая.
В 1935 году ворота прошли капитальную реставрацию, и тут внезапно, в 1936, прозвучало предложение их разобрать "для расширения и обустройства проспекта" согласно плану развития Ленинграда. Несмотря на то, что они считались памятником государственного значения. Только чудом удалось их спасти от окончательного сноса, заменив на разборку с возможностью последующего восстановления. К этому времени часть архитектурных деталей уже была разбита или деформирована. После демонтажа уцелевшие части ворот развезли по разным музеям.
После войны решение о сносе ворот было признано ошибочным. В 1947 году ворота, находившиеся в разобранном виде, снова признали памятником архитектуры. Восстановили их на прежнем месте только в 1959 году; многие детали колонн и украшений были отлиты заново, поскольку примерно четверть всех деталей была утрачена. Кордегардии обратно не вернулись.
С тех пор ворота уже реставрировали в нулевые; нынешнюю реставрацию обещают завершить к 2025 году. Будем ждать...
©Pink_Mathilda, 2023