ВКРАТЦЕ О НЕОЧЕВИДНОМ ВЫХОДЕ ИЗ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА
ИДЕОЛОГИЯ: ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ
Вопрос создания отношения в обществе к тому или иному труду – это вопрос, скорее всего, социально-идеологический, зависящий от того, какие отношения между людьми, а также между обществом и его членами превалируют.
Здесь мы опять начнём с вопроса, а как можно охарактеризовать современные отношения между людьми и между обществом и его членами? Но прежде опишем два понятия, введённые Вазгеном Авагяном в статье «Сеялка или давилка?»:
Сознание биологической локации – сознание человека, в котором ценность представляет только то, что находится в его пределах досягаемости как в пространстве, так и во времени (от момента рождения до момента смерти). Всё за пределами досягаемости никакой ценности для человека не имеет.
Религиозное сознание – сознание человека, в котором ценность представляет всё, что ценно для всего человечества, как в пространстве, так и во времени (и в настоящем, и в прошлом, и в будущем). Вазген Авагян так пишет об этом: «…для религиозного сознания биологическая локация не важна: оно мыслит бесконечностью Вселенной и вечностью времени».
Сейчас, в «эпоху всепобеждающего глобального капиталистического рынка», господствующая идеология может быть описана так:
- Личные и общественные цели – сугубо экономические, локальные, определяемые биологической локацией человека или сообщества: непосредственной досягаемостью и временем жизни.
- Отношение человека или сообщества к окружающим строится на принципах эгоизма и индивидуализма.
- Роль человека или сообщества в окружении определяется индивидуальной свободой и вседозволенностью.
- Отношения человека или сообщества с окружающими сводится к жёсткой конкурентной борьбе.
- Критерием успеха человека или сообщества является прибыль, выгода (не обязательно финансовая), получаемая практически любой ценой.
Эта идеология, доведённая до предела, сама по себе способна развалить человеческое общество (а то и всё человечество) на отдельные банды, воюющие «все со всеми». Реально ли при этом сохранить хотя бы остатки цивилизованности? Вряд ли. Повсеместная и долговременная победа этой идеологии просто уничтожит человечество.
Потому вряд ли человечество, сохранив такую идеологию, доживёт до реального постиндустриализма. Мало того, эта идеология несовместима с социальными принципами постиндустриализма. Вазген Авагян в «Техномике» так описывает эти принципы:
Постиндустриализм, как явление социальное, а не производственное – это эпоха такого развития производительных сил, когда человечество отказывается равнодушно смотреть на массу высвобождающихся на производствах людей и решает найти им гарантированное занятие и заработок. Если прежде судьбу «лишних людей» решали слепая судьба и инновационный предприниматель, то теперь их судьба – зона заботы и ответственности всего общества.
Может ли человечество, живущее по принципам индивидуализма и прибыли любой ценой, отказаться равнодушно смотреть на массу «лишних людей»? Может ли оно не сказать, вслед за Чубайсом: «Они не вписались в рынок»? Вот то-то и оно. Либо «глобальный капиталистический рынок», либо постиндустриализм.
Известны три возможности решить судьбу «лишних людей»:
1. Пусть лишние умрут и не путаются под ногами. Так поступали англичане с крестьянами – жертвами «выгораживания», так поступили с бывшими советскими гражданами строители капитализма в 90-е годы прошлого столетия. Жертвы – огромны, пользы для общества и человечества – ноль.
2. Посадить лишних людей на пособие. Так поступают американские власти; судя по статистике, около половины трудоспособных американцев сидят на вэлфере. Результат – деградация людей и общества.
3. Занять людей, ставших лишними, общественно-полезным трудом. Вот это и предлагает постиндустриализм: занять массы людей, высвободившихся из массового труда по производству материальных благ, массовым интеллектуально-инновационным трудом.
Далее Авагян пишет:
…постиндустриализм нарисовал ту перспективу, которую смог. Не будем требовать от него слишком многого. Он попытался найти выход из той мрачноватой ситуации, при которой потребности человечества ограничены, а возможности постоянно техно-энерго-вооружаемого производителя – нет. Если так дальше пойдет – то один-единственный оператор, запустив с центрального пульта трактора-роботы, сможет накормить всю страну. Если так развиваться дальше <…>, то один-единственный металлург с центрального пульта управления сможет выплавить стали на нужды всех отраслей. Куда остальных девать?!
Мы уже выяснили, что занять этих людей общественно-полезным массовым интеллектуально-инновационным трудом можно. Хотя это кажется сейчас невозможным, на самом деле в этом ничего невозможного нет. Но каким для этого должно быть общество, как в нём должны быть построены общественные отношения?
Для перехода к росту качества жизни человечества требуется переход от эгоистической идеологии «биологической локации» к идеологии «религиозного сознания». Эту новую идеологию можно описать так:
· Личные и общественные цели – над-экономические, глобальные, определяемые «религиозным сознанием» людей и сообществ: всеобщими интересами Человечества и Вечностью.
· Отношение человека и сообщества к окружающим основано на коллективизме – заботе каждого человечества об обществе и заботе общества о каждом человеке.
· Роль человека и сообщества в окружении строится на принципах ответственности и взаимоуважения: каждый человек уважает интересы общества и ощущает личную ответственность за достижение целей общества, но и общество уважает интересы каждого человека и несёт ответственность за каждого члена общества.
· Отношения человека и сообщества с окружающими строится на сотрудничество: только в совместном труде можно достигать общие цели, только тесное сотрудничество позволяет каждому реализовать себя.
· Критерием успеха человека и сообщества становится вклад в общее благо: люди работают на благо общества, а не за деньги, не за прибыль.
Понятно, что описания нынешней и будущей идеологий весьма идеализированы. Но именно переход от «привычных» принципов мотивации людей к новым позволит обеспечить переход от безудержного количественного роста Искусственного Мира к росту качества жизни, поддержит привлекательность и востребованность массового интеллектуально-инновационного труда.