В последнее время испытываю уважение и сильный интерес к РПЦ и тем процессам, которые происходили и происходят в ней. Говорю как сторонний наблюдатель, не претендуя на истину. Почему интерес? Да потому, что сейчас, в сложное и кризисное время, видно, что Русская Православная Церковь играет огромную роль в духовной жизни России. Даже для тех, кто, как и я, казалось бы, далёк от организованной религии.
Начав читать христианскую беллетристику, трудно не заметить частую, порой навязчивую и несправедливую критику Советской власти, СССР. Безусловно, многие замечания справедливы, но и перекос в осуждение весьма заметен. А ведь СССР по отношению к Церкви нельзя сравнить по жесткости ни с Китаем времен Культурной революции (и позже), ни с Францией времен Великой французской революции, ни с другими проявлениями религиозной нетерпимости. Да что там, даже с Российской империей в жесткости к инакомыслящим и инаковерующим не сравнится - а кто сомневается, очень советую почитать Уложение о наказаниях РИ, раздел "О преступлении против Веры и постановлений церкви".
Но дело не в этом. Дело в том, что следуя Православию, человек в СССР невольно противопоставлял себя официальной власти, Системе. И если для одних это было неизбежным шагом, тяжелым испытанием на пути веры, то, несомненно, были и те, кому само противопоставление было дороже веры. Те, кому диссидентство, игра в заговорщиков, тайные встречи для религиозных обрядов были дороже, чем собственно вера. И эти верующие диссиденты, или диссидентствующие верующие принадлежали, как правило, к интеллигенции, особенно к столичной гуманитарной элите. Эдакая фронда.
Интересно эта мысль высказана у православного автора Нины Павловой в книге "Красная Пасха":
Годы гонений породили не только исповедников, но и околоцерковных диссидентов, столь увлеченных борьбой с КГБ, что поиск «гэбэшников» теперь уже в Церкви стал для них, похоже, смыслом всей жизни. Скучно им с Богом - без митингов скучно. Покойный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) еще в годы гонений предупреждал о великой опасности, когда борьба со злом вовлекает человека в поток зла.
И да, это те самые верующие, которые с таким жаром ходили в церковь в 90е, страстно каялись и ругали годы коммунизма, "отобравшего у нас Веру", воспитавшего "в духе примитивного материализма". Многие из них же позже не менее страстно ругали "разряженных попов", которые "торгуют верой" и "насаждают мракобесие". Каноничный пример здесь - Александр Невзоров, органично перетекший из семинаристов и послушников в богохульники.
Я хорошо помню те времена, я была юной девушкой, когда начались трансляции с пасхальной службы, а главный храм был под завязку набит членами либерального правительства. До сих пор помню изумление отца при виде крестящегося Лившица: "А этот-то куда?!" Тогда церковь стала мейнстримом - стало можно.
Вот такая смычка, казалось бы, невозможная, либерализма и православия, диссидентства и веры... Ну а потом и вовсе новая фронда потребовала иных лозунгов.
Кураев - тоже дитя мажористой тусовки. Оттого и идеи у него и его поклонников - те же. Оттого и не смущает их ни раскол Русской православной церкви, ни отделение украинской части, ни уния, ни отвратительные нападки на древнейшую лавру в Киеве, убийства и гонения на священников. Хотя, повторюсь, это коробит даже очень далеких от церкви людей - уж очень мерзко глумиться над святынями. Но это всё - в рамках их ценностей. Тех самых, из святых 90х™
Оттого и самый большой грех у них - это самоуважение русского народа, россиян, России. И до сих пор высматривают они коварных агентов кровавой гэбни™ в церкви - не думая, что они сами хуже и гаже любых агентов.
Нам же, людям сугубо светским, стоит понять - нельзя судить всех, оптом, по нескольким, пусть и ярким, представителям Церкви. Это для нас, внешних, Церковь представляется единым огранизмом. Но они-то разные... Да, есть и попы на джипах; да, и есть и либерасты в рясах; есть и мракобесы - не без этого. Но есть же и другие - действительно верующие, помогающие людям, дающие поддержку и духовный свет. Их больше, но они не так заметны. Чтобы их заметить, надо присмотреться, зайти чуть дальше, погрузиться чуть глубже. Ради них и не стоит грести под одну гребенку всех.
Если вы, прочитав мой пост, возмутились и спрашиваете: "А какое право ты имеешь судить Церковь?!", отвечу - никакого. Мы и не в суде. Но право высказать размышления и свою точку зрения на этот счет - имею.
Такое же, как и вы с ней не согласиться.