Май подходит к концу, а это значит, что сессия не за горами. Как подготовиться к ней эффективно? Хочешь знать? Читай нашу статью!
С чего начать?
Психолог Надежда Астанина считает, что первый шаг на пути к успеху – правильная организация пространства и времени! Расположите всё необходимое на рабочем столе в определенном порядке, чтобы не тратить время и нервы на поиски ручки, бумаги или конспекта. Важно выключить телефон, потому что постоянные переписки и разговоры забирают время, которое можно потратить на изучение вопросов. Когда вы ищете ответ на экзаменационный вопрос в Интернете, помните о своей цели и не отвлекайтесь на посторонние уведомления и мессенджеры.
Когда лучше готовиться и что такое «золотые часы»?
Самое продуктивное время для работы: с 8 до 12 часов дня и с 19 до 21 часов вечера. Это время недаром называется «золотыми часами», так как именно в этот период ваш мозг лучше и легче усваивает информацию. Если вы учите ночами напролёт, то, во-первых, вы наносите вред своему здоровью, так как вынуждаете свой организм работать на износ. Это может привести к различным психическим и физическим заболеваниям. Кроме того, качество запоминаемого материала вечером ниже. Работа в дневное время, особенно в "золотые часы", гораздо более выгодна для вашего здоровья и умственной активности. Большой плюс - вы можете приятно отдохнуть в перерывах между занятиями.
Как правильно отдыхать?
Перерывы нужны обязательно. Мозг должен отдыхать и расслабляться, но важна именно периодичность перерывов. Таким образом, отдыхать нужно по 10 – 15 минут через каждые 1,5-2 часа.
«Эта периодичность очень важна. В среднем люди полтора часа могут продуктивно учиться, а потом необходимо время для отдыха. Если вы увеличиваете длительность перерывов и отдыхаете не пятнадцать, а сорок минут или целый час, то придётся заново долго вспоминать, «въезжать» или, говоря научным языком, врабатываться в то, что вы изучали до перерыва», - объясняет психолог, Надежда Астанина.
Высплюсь на пенсии? Нет!
В период сессии уделяйте достаточно времени для сна! Он ведь нам необходим не только для отдыха. В период сна мозг обрабатывает информацию. Если вы будете работать с материалом перед сном, то утром обнаружите, что информация структурирована гораздо лучше. После вы все прекрасно вспомните и легко воспроизведёте!
Как запоминать?
Есть зрительная, слуховая и моторная память. По поводу зрительной и слуховой памяти все понятно, а моторная работает, например, тогда, когда мы записываем информацию.
«Информация лучше запоминается, если использовать разные виды памяти одновременно», - убеждает Надежда.
Например, зрительная и слуховая память работают одновременно, когда вы пишете планы ответа на вопросы, конспекты, шпаргалки. Но лучший вариант - «три в одном» - это и зрительная, и слуховая, и моторная. Так вы работаете, когда готовитесь в группах, одновременно слушая однокурсника, читая конспекты и записывая ответ на вопрос.
Как не забывать?
Чтобы изучаемый материал крепко хранился в вашей памяти до экзамена, нужно соблюдать несколько простых рекомендаций:
· работайте с материалом осмысленно, а не механически: делайте план ответов в виде схем, рисунков, таблиц, проводите аналогии с уже ранее известным вам материалом;
· ставьте цель на долгосрочное запоминание материала;
· регулярно его повторяйте
«Для хорошего и прочного запоминания материала его нужно регулярно повторять, причем повторять необходимо в правильное время, а именно первый раз - сразу после запоминания, второй раз – приблизительно через час, третий раз – на следующий день и, наконец, четвертый раз – через неделю или за день до экзамена», - советует психолог.
Ничего не понял. Дайте инструкцию!
Методика №1 (основная):
1) Разбиваем объем материала в равном объёме по дням, включая день для повторения. Каждый день учим определенное количество вопросов;
2) Изучаем записи лекций;
3) При работе с учебником анализируем уже изученную лекционную информацию и запоминаем новое содержание;
4) При чтении дополнительной литературы выделяем основные идеи, записываем их тезисно;
5) Составляем план ответа на каждый вопрос и воспроизводим ответ по этому плану;
6) В последний день перед экзаменом повторяем весь материал.
Лучше начать с лекционного материала, так как он составляет основу экзаменационного материала, на который потом добавляется информация из учебников и дополнительных источников!
Методика №2 (вспомогательная):
1) Ищем аудиозапись необходимого материала, либо же сами записываем на диктофон.;
2) Осмысленно читаем конспект;
3) Одновременно прослушиваем аудиозапись и читаем конспект.
Методика хороша тем, что задействует два вида памяти, а соответственно становится в два раза эффективнее. Подходит тем, кто хорошо запоминает на слух.
Методика №3 (тоже вспомогательная):
1) Нужную информацию оформляем, рисуем в виде схем, таблиц, формул, планов, ребусов на листах бумаги или картона;
2) Развешиваем на видном месте, там, где часто бываем (на спинке кровати, зеркале, дверях, холодильнике)
Да, всего два этапа. И это любимый способ Надежды. Как объясняет психолог, информация запоминается непроизвольно, «так как материал будет постоянно попадаться вам на глаза».
А какими способами пользуетесь вы? Обязательно напишите в комментариях. Желаем удачной сдачи сессии!
Лиза Крыгина