Найти тему
МИР (Море История Россия)

Загадки севастопольских бронепоездов, или куда "исчез" экипаж бронепоезда №2 ?

На самом деле мы постараемся в этой статье рассказать о судьбах разных людей, судьбы которых оказались связаны с севастопольскими бронепоездами, ибо сюжет закручивается все интереснее.

Мне скажут: "Да, ну чо за бред! Бронепоезд был один! Это "Железняков"!" А, вот и нет...

История первая

Начну с цитаты из книги М. Н. Сургучёва  "Корабли возвращаются в строй".

"Завод получил очередной военный заказ — в кратчайший срок дать защитникам города бронепоезда. В котельный цех подали многотонные железнодорожные платформы, доставили бронелисты. Туда пришли рабочие-корпусники во главе с Николаем Сергеевичем Ларичевым, ответственным за выполнение нового заказа. Вместе с начальником котельного цеха Константином Гавриловичем Перемысловским он долго ходил и смотрел, как и где удобнее расставить платформы, чтобы лучше организовать производственный процесс. Вскоре в цехе началась разметка броневых листов, приступили к делу и газорезчики. Другие бригады подготавливали платформы, срывая с них борта, настил. Вскоре подключились рубщики и сверловщики. Не дожидаясь, когда остынут после резки листы брони, судосборщики подхватывали их с помощью кранов и ставили на платформы. Подростки-ремесленники, которые видели бронепоезда только в фильмах о гражданской войне; теперь вдохновенно их строили сами. Работали в цеху и вчерашние моряки: по нашей просьбе штаб флота прислал на завод из флотского экипажа специалистов-судостроителей.

В цехе стоял невообразимый грохот и металлический скрежет. Дым от газорезки и сварки застилал помещение. Снопы искр летели в разные стороны, валялись куски раскалённой брони. Слов не слышно: мастера кричали друг другу в самое ухо или объяснялись на пальцах, как глухонемые. Не слышен был даже заводской гудок, подающий сигнал тревоги.

— Вы мне это бросьте! — горячился начальник цеха Перемысловский. — По тревоге немедленно всем бежать в штольню! Для чего же дежурных выставляем у цеха? Отбой дадут, тогда работайте...

— Тут ведь не набегаешься — отвечали ему. — Да и сами вы, Константин Гаврилович, не видно, чтобы в штольню прятались...

— Я не могу, — отговаривался начальник цеха, — сами знаете, у меня радикулит, я сижу-то с трудом, а тут ещё бегать.

— У меня тоже это самое... радикулит, — шутил какой-нибудь молодой здоровяк, тащивший на плече заготовку пудов в пять весом...

После постройки бронепоезда «Севастополец» приступили к строительству «Орджоникидзевца»..."

М.Н.Сургучов немного лукавит в том плане, что инициатива была не морзаводская, а начиналось все в железнодорожных мастерских Севастополя (они когда-то находились в тупике за железнодорожным вокзалом, занимали большую площадь, и имели неплохое оборудование). История первого севастопольского бронепоезда оказалась "стерта" по нескольким причинам: одна бронеплощадка ушла с "Орджоникидзевцем", другая разукомплектована, паровоз какое-то время тягал "Железнякова"...

Ну, а, люди, люди-то куда делись? Они ж должны помнить! А, вот в том-то и дело, что читая листочки с историей "Севастопольца", я встречаю фамилии его строителей, которые я встречал в совсем другой истории: Братчиков, Вакуленко, Варакута, Верзулов, Васильев ... Оп-с... Практически все они погибли в Севастопольском партизанском отряде. Рассказать оказалось просто... некому.

Ладно, это первая история (еще не "раскрученная" до конца).

История вторая.

История эта всплыла в памяти благодаря Александру Смирнову из г. Буй. Эта история о человеке, который жил в Севастополе, совсем рядом со мной: на ул. Гоголя 20А. Кто-то называет первым командиром бронепоезда капитана Саакяна, кто-то называет еще какие-то фамилии.

Особисты его очень не любили. О нем писали в докладе: " Во главе батальона поставили Головина — бездарного человека, который не способен командовать не только батальоном, но и взводом. Все операции, если только будет проводить Головин, будут отличаться исключительной неорганизованностью и нераспорядительностью, а, следовательно, не приведут к победе", но, служившие под его командованием люди говорили совсем другие слова.

-2

Так, Николай Александров в своей книге "Севастопольский бронепоезд" писал о нем очень тепло: "Совместная работа по строительству бронепоезда и жаркие бои сплотили людей. Экипаж стал дружным и спаянным боевым коллективом, и потому мы даже растерялись, когда узнали, что предстоит расставание с друзьями. Но больше всего нас опечалила весть об уходе капитана Головина.
Бронепоезд был его детищем. Он с первого дня руководил его постройкой, формировал подразделения, готовил экипаж к боям...
Мне было особенно трудно согласиться с решением командования: я искренне любил Леонида Павловича, готов был пойти за ним в огонь и воду".

Он успел сформировать экипаж, достроил еще одну бронеплатформу (уже чисто севастопольской постройки), а, потом...

Все по классике: одни полностью делают дело, потом их убирают, и начальство назначает новых, "своих" героев.

-3

А, по факту, как воевал этот человек?

Он попал в "мясорубку", в 8-ю бригаду морской пехоты В.Л.Вильшанского (рассказ о ней отдельная,достаточно жесткая и неприятная история, если будет интересно, расскажу).

Памятник бойцам 8-й бригады. Он  создан не скульпторами, не архитекторами, и не по постановлению правительства. Его создали студенты и преподаватели нашего института (сейчас Сев НТУ) вместе с ветеранами бригады. Интересно, помнит ли кто-то сейчас об этом?
Памятник бойцам 8-й бригады. Он создан не скульпторами, не архитекторами, и не по постановлению правительства. Его создали студенты и преподаватели нашего института (сейчас Сев НТУ) вместе с ветеранами бригады. Интересно, помнит ли кто-то сейчас об этом?

Когда остатки (выразимся культурно) этой бригады 23 декабря 1941 года отходили на новые позиции, именно он, собрав своих бойцов и расчеты дотов в сводный батальон, не только прикрыл отход, но и смог вывезти два орудия из взорванных дотов.

Когда 1-е формирование 8-й бригады было расформировано он с остатками бригады вошел в состав 7-й бригады Жидилова, в ней он сражался до 16-го июня 1942 года. Именно в этот день он был тяжело ранен. После Севастополя он лечился 1,5 года, а, когда выздоровел участвовал во многих десантах. Он сражался в одном батальоне с другими "севастопольцами" В.Э.Немченко и К.Ольшанским, о них мы расскажем как нибудь в следующий раз. Человек к концу войны имел 23 ранения...

Побольше бы таких... "безвольных командиров" (и поменьше бы таких... особистов).

История третья.

Итак, мы уже выяснили, что в Севастополь прорвался бронепоезд №2, под командованием майора Бабахова, и, часть этого бронесостава стала "флотским бронепоездом №5" (он же "Железняков"). И расчет его был флотским (не считая паровозной команды). А, вот куда делся его "армейский" расчет?

Отдельный минометно-пулеметный дивизион

14 ноября 1941г. №014/11.

Начальнику боевого участка обороны г. Севастополя

генерал-майору т. Коломиец.

Настоящим доношу, что согласно распоряжения начальника ОГМБ контр-адмирала т. Жукова мне было получено приказано на базе сохранившегося вооружения и людского состава от дивизиона бронепоездов, в который входили БП № 1, БП № 2, БП № 3 и БП «Орджоникидзевец» сформировать минометно-пулеметный дивизион в составе 4 батарей.

К 4 ноября организация 3 батарей была закончена, для организации 4-й батареи недоставало, как людского состава, так и материальной части. Несмотря на то, что людской состав в значительной своей части не был обмундирован, без средств связи, саперного имущества и кухонного инвентаря, по распоряжению начальника штаба, полковника т. Карасева дивизиону было приказано 05.11.41г. к 20 часам выйти на передовую линию и занять оборону на высотах 96,0 и 98,4, что северо-восточнее д. Камышлы. Приказание было выполнено.

При попытке утвердить штат и оформить существование отдельного минометно-пулеметного дивизиона 8.11.41г. выяснилось, что никакого штаба контр-адмирала Жукова, в который были посланы штаты, уже не существует, а де юре нигде не значится, и никто не принимает не на какие виды довольствия.

В результате такого положения состав дивизиона питается крайне неудовлетворительно, и обмундирован в абсолютном своем большинстве, не по сезону. В связи с наступившим похолоданием появилась заболеваемость и вшивость. Имеются случаи дезертирства - 2 батарея 12 человек и 3 батарея - 9 человек, даже среди некоторых лиц командного состава наблюдаются упаднические настроения. На основании всего вышеизложенного прошу Вашего распоряжения и формирования:

1) Утверждение прилагаемого штата для сформирования отд. минометно-пулеметного дивизиона

2) выдать на имеемый личный состав 250 чел. нательного и теплого белья и положенного зимнего обмундирования, как для командно-политического, так и для рядового состава.

3) обеспечить средствами наблюдения и связи.

Распоряжение контр-адмирала Жуков автобату Приморской армии выделить в распоряжение отд. дивизиона 20 автомашин (12 3-тонных и 8-1,5 тонных) не выполнено. Из выделенных для переброски с базы г. Севастополь на передовую 20 машин, 10 машин тут же взяты обратно и пять машин отозваны постепенно. В настоящее время в распоряжении д-на осталось пять полуторок, что явно недостаточно

Приложение – проект штата отдельного минометно-пулеметного дивизиона в 2 экземплярах…

Командир д-на майор Бабаков

Комиссар бат. комиссар Шевченко

НШ ст. л-т Галкин.

По данным немецких допросов пленных из этого батальона: «…отдельный минометно-пулеметный батальон состоит из 3 батарей по 64 человека. Вооружение по 6 минометов 82мм в каждой батарее. Батальон был сформирован из солдат различных разбитых частей и бронепоездов…»

-5

Фамилии эти фигурируют в списках 287-го полка 25-й Чапаевской дивизии, а, потом... Дальнейшую судьбу бойцов бронепоезда проследить пока не удалось. Работаем...