Сама Русско-турецкая война 1828—1829 годов воспринималась как вооруженный конфликт между Российской и Османской империями. Османская порта после Наваринского сражения, где русский флот одержал великолепную победу, тем не менее закрыла пролив Босфор. В очередной раз Англия, пытаясь не допустить русские войска на помощь славянским народам, спровоцировала Турцию на данный шаг. Английские и французские силы не интересовались восставшими против ига осман греками и балканскими славянами. Их задачей было удушить влияние России и дать возможность своим олигархам продолжать эксплуатировать данные народы. Этой цели служило и желание оттеснить Россию из Закавказья и Причерноморья.
26 мая три русских военных корабля: фрегат «Штандарт» и два брига — «Орфей» и «Меркурий» — совершали крейсерский поход у Босфора. В это время они увидели на горизонте турецкую эскадру. Было принято решение отступить от превосходящего по силам противника в сторону Севастополя. Один из кораблей стал отставать, потому что слабый ветер не давал возможности бригу «Меркурий» развить достаточный ход. Он был вооружен всего 18 пушками. Капитан корабля приказал опустить весла, однако уйти от погони не удавалось.
Его настигли два самых крупных корабля турецкой эскадры, которые были вооружены 184 пушками. На одном из кораблей находился сам капудан-паша турецкого флота. Командир брига Александр Казарский, осознавая обреченность ситуации, обратился ко всем офицерам с предложением принять бой. В три часа дня противник подошел на расстояние выстрела. Бриг был зажат с двух сторон. Офицеры на корабле осознавали, что все идет к абордажу, и приняли единодушное решение сражаться до «крайней возможности». Команда корабля, искусно маневрируя, смогла не позволить приблизиться к себе, выстрелами орудий сбила все мачты турецких кораблей. Головные корабли турецкого флота вынуждены были лечь в дрейф. Паруса их кораблей закрыли пушечные порты и накрыли палубу. Погибли четверо русских матросов, а сам командир был ранен в голову. Бриг «Меркурий» лег на курс Севастополь и оторвался от неприятеля. Сами турки признавали, что подвиг русских моряков «достоин деяний древних героев».
Бриг не смог победить два крупнейших корабля, но тем не менее именно с этого момента впервые в истории русского флота экипажам кораблей были присвоены георгиевские ленты. На бескозырках моряков появились черно-оранжевые ленты, где черный цвет означал порох, а оранжевый — пламя. Так зародилась гвардейская символика в русском флоте и армии и то, что противники России сейчас называют «колорадским символом». Еще живы были величайшие писатели того времени, а Николай I полновластно правил Российской империей, еще впереди Крымская война, когда проявятся подвиг и предательство русской элиты. Но уже тогда, 26 мая 1829 года, русский флот обозначил величие русского духа вопреки козням ведущих капиталистических стран и их прихвостней.