Многие водители плохо осознают важность правильного давления в шинах и не уделяют ему достаточного внимания. При этом, именно давление может негативно повлиять на безопасность во время езды, снижая управляемость и усложняя маневрирование автомобилем. Однако, далеко не все водители уточняют показания манометра с учетом времени года и сезонной замены шин.
Действительно, есть ли различия в рекомендациях по давлению для зимних и летних шин? И какое давление должно быть в шинах, предназначенных для использования в летний период времени?
Что рекомендуют производители
Никто не сомневается в том, что состояние шин является одним из главных факторов для безопасного вождения. Непосредственный контакт с дорожным покрытием делает шины наиболее важным элементом автомобиля.
Состояние шин оказывает влияние на проходимость по бездорожью и расход топлива, а самое главное – на безопасность водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. По этой причине производители автомобилей всегда рекомендуют проверять давление в шинах и поддерживать его в соответствии с рекомендациями.
Для проверки давления в шинах водители могут обратить внимание на информационную наклейку, которая находится на разных частях автомобиля, таких как стойка кузова, крышка топливного бака или передняя дверь.
На информационной наклейке указываются допустимые показатели давления для передних и задних колес, а также для запасного колеса. Они различаются в зависимости от нагрузки на автомобиль. Для слабо загруженного автомобиля, который включает водителя и одного пассажира, а также заполненный бак, указываются определенные значения. Для полностью загруженного, т.е. для автомобиля, который включает водителя и трех пассажиров с полным багажником и баком, указываются другие значения.
На информационной наклейке также имеется напоминание, что шины должны быть холодными при измерении давления, т.е. несколько часов без движения.
Производители не дают дополнительных рекомендаций относительно того, каким должно быть давление в шинах в зависимости от времени года. Теоретически давление не зависит от температуры окружающей среды и должно регулироваться только в зависимости от загрузки автомобиля и диаметра установленных колес. Однако, на практике существует разница в давлении для вождения летом и зимой, которую учитывают опытные водители.
Расширение воздуха в шинах в жару
Давление в шинах определяется плотностью воздуха, закачанного в них, которая является выше, чем плотность окружающей атмосферы. Эта разница в плотности воздуха обеспечивает эксплуатационные характеристики колеса, в том числе сглаживает неровности дорожного покрытия, обеспечивает более плавную и мягкую езду и погашает ударные нагрузки на конструктивные элементы автомобиля. Давление в шинах измеряется в барах, каждый из которых соответствует 0,987 атмосфер.
В жаркую погоду накачанное до оптимального значения колесо может оказаться перенакачанным, так как нагретый воздух занимает больший объем. Это может привести к неприятным последствиям. При повышении температуры на 10 градусов Цельсия давление в шинах повышается пропорционально и на 0,1 бара.
Если в начале весны летнюю шину накачали до оптимального давления в 2,0 атм при температуре +6 градусов, то в середине лета, когда температура воздуха достигнет +36 градусов, ее давление повысится до 2,3 атм. Если добавить к этому жару, исходящую от раскаленного асфальта, и нагревание шины движением, то все это может повлечь за собой проблемы от разрыва резины до полной потери колеса.
Как нужно накачивать шины летом
Хотя давлению в шинах больше внимания уделяют зимой, чтобы улучшить сцепление с обледенелой дорогой, этот фактор также должен быть учтен в летний период. В подготовке к теплому времени года рекомендуется немного отступить от рекомендаций производителя и недокачать шины на 0,1-0,3 бара. Это компенсирует повышение давления в шинах, которое неизбежно возникает в сильную жару.
Когда асфальт прогревается до экстремальных температур +60 градусов и выше, шины также разогреваются, становятся мягкими и могут изменять свои характеристики. Поэтому при путешествиях в летний зной можно заметить ухудшение управляемости автомобиля, особенно если дорога не защищена от солнечного тепла.
При силе трения, действующей на резину, она может нагреваться на 10 градусов выше температуры окружающей среды, что может приводить к разогреву шин до 55 градусов, а при резком торможении - до 65 градусов. В таких условиях давление в шинах, которое изначально было в пределах рекомендованного производителем значения 2,2 бара, может достигать 2,7 бара.
Именно поэтому рекомендуется сбрасывать давление в шинах на 0,2-0,3 бара во время сильной жары, особенно перед длительными поездками, чтобы избежать переизбытка давления в шинах, который может привести к взрыву колеса на дороге.
Если рекомендованное производителем давление составляет 2,2-2,5 бара, то при дневной температуре от 35 до 40 градусов следует накачивать шины до 2,0-2,2 бара. Однако нужно помнить, что при снижении температуры до обычных 20 градусов, шины снова понадобится надуть до нормы, чтобы вернуть давление в шины в пределы рекомендуемого значении.
Чем грозит избыточное давление в перекачанных шина
При следовании рекомендациям производителя и поддержании рекомендуемого давления в шинах, автомобиль обычно движется без проблем. Однако в условиях жаркой летней погоды при том же давлении могут возникнуть нежелательные последствия. Из-за роста внутреннего давления в шинах, они могут стать перекачанными, что приведет к уменьшению пятна контакта с дорогой и более сильному износу центральной части протектора из-за увеличенного трения с дорогой.
Хотя водитель может почувствовать более отзывчивое управление автомобилем и снижение расхода топлива при перекачанных шинах, он также может столкнуться с менее комфортной ездой, так как подвеска будет жестче реагировать на неровности дороги, что отразится на управлении на поворотах и на мокрой дороге. В этом случае тормозной путь автомобиля может увеличиться, что добавляет риска на дороге.
Перекачанные шины более подвержены повреждениям во время движения. С уменьшением пятна контакта возрастает риск неспособности автомобиля вовремя остановиться, а сильный удар о препятствие или выбоину может привести к разрыву резины и взрыву шины.
Ослабевшая эластичность перекачанных шин будет способствовать увеличению вероятности взрыва шины в относительно безопасных условиях на дороге. Таким образом, перекачанные шины могут быть опаснее дефектных и дефиситных, потому что они не способны выдерживать ударные нагрузки дороги и часто выходят из строя в самый неподходящий момент.
Как контролировать давление в шинах
Рекомендуется проверять давление в шинах ежемесячно или, желательнее, раз в пару недель. Дополнительная проверка перед длительной поездкой также необходима. При этом важно измерять давление на холодных шинах, после того, как автомобиль простоял без движения 4-5 часов. Если давление измерять после интенсивной езды, оно будет выше реального из-за разогрева шин.
Для избежания перегрузки одного или двух колес, измерения давления необходимо производить на ровной поверхности без перекосов. Кроме того, стоит измерить давление на всех шинах, включая запасное колесо, поскольку оно может потребоваться в неожиданный момент, и давление в нем тоже обязательно должно соответствовать норме.
Для измерения давления в шинах необходим манометр, который может быть механическим или электрическим. Главное требование - чтобы он был исправным и давал точные показания. Процедура проще простого: защитный колпачок откручивается с ниппеля, манометр подсоединяется к ниппелю - он может быть вкручивающимся или нажимным, в зависимости от устройства. Затем на экране проверяются показания, чтобы убедиться, что они соответствуют норме или отклонились от нее.
Если нет возможности измерить давление самостоятельно, можно обратиться за помощью в любое предприятие по обслуживанию автомобилей: шиномонтаж, автосервис, автомойку или заправку. Если автомобиль оснащен бортовым компьютером, система контроля давления TPMS может указать уровень давления на дисплее в салоне.
Как накачивать шины в летнее время
Процесс накачки шин летом и зимой проходит одинаково. Сначала снимают защитный колпачок с ниппеля, затем прикрепляют к нему шланг насоса или электронного компрессора, чтобы накачать воздух. После этого следует проверить давление на манометре и, если нужно, до на качать или немного сбросить избыточное давление. По завершении накачки воздуха, ниппель закручивают колпачком.
Однако, в жаркое летнее время нужно учитывать, что повышение температуры может вызывать увеличение давления в шинах на 0,1 бар на каждые 10 градусов. Поэтому, рекомендуется немного не до качивать шины до нормы.
Чтобы избежать искажения показаний давления от жары, лучше подкачивать шины в прохладном месте, например, в гараже или подземном паркинге. Также следует учитывать, что производитель обычно дает рекомендации для умеренных температур, поэтому в жару давление в шинах может быть избыточным. В случае же, если накачивание производится на открытом солнце, поправки на рекомендованное значение не требуется, поскольку колеса уже разогрелись на солнце, и давление в них может быть слегка повышено.
Заключение
В летнее время вождение для водителей может быть не менее трудным, чем зимой в морозы. Высокие температуры оказывают влияние на шины, и необходимо учитывать их поведение в зависимости от давления внутри них. Проверка давления и поддержание его на правильном уровне позволят водителям ездить безопасно в самую жаркую погоду и с комфортом.
Шины в жаркую погоду могут повышать свое давление, поэтому важно периодически проверять уровень давления и регулировать его при необходимости. Недостаточное давление может привести к ухудшению езды и увеличить расход топлива, а избыточное давление может увеличить шансы на повреждение шин и более сильный износ. Поэтому, контролировать давление в жаркую погоду должно стать обязательной процедурой для каждого водителя.
Следует учитывать, что шины могут изменять свое давление при изменении температуры, поэтому рекомендуется проверять его в течение дня при разной интенсивности солнечного света или температуры окружающего воздуха. Также необходимо помнить, что проверять давление в шинах нужно только на холодной шине.