Найти тему
KinoGeek

Забастовка сценаристов в Голливуде: что это, и почему она может привести к катастрофе

Голливуд сегодня переживает далеко не самые лучшие времена: каждый второй крупный и дорогой блокбастер проваливается в прокате, многим режиссерам, актерам и сценаристам урезают зарплаты, а продюсеры помыкают их талантами как хотят. С другой стороны, по кинематографической стороне главного производственного кинозавода Лос-Анджелеса ударила пандемия коронавируса: многие зрители в том же Китае всё ещё боятся ходить в кинотеатры. Что уж говорить, если даже второй «Аватар» Джеймса Кэмерона, фильм, который китайцы ждали больше любых других зрителей в мире, собрал в их прокате не шибко крупную сумму. Уж молчу про ленты какой-нибудь киновселенной Marvel: вышедшая в Китае в феврале вторая «Чёрная Пантера» и вовсе заработала менее 10 миллионов долларов за весь свой прокат, это ли не посмешище? В общем это я всё к чему: рано или поздно все проблемы Голливуда вылились бы в масштабную забастовку авторов. И я крайне удивлен, что случилась она так поздно, ведь основные трудности наклёвывались ещё до пандемии, в 2019-начале 2020 года. Так почему многие сценаристы приняли решение бастовать против кормящего их продюсерского режима? И почему я считаю, что при затягивании конфликта забастовка может привести к полной катастрофе, с которой Голливуд будет пытаться бороться чуть ли не всё следующее десятилетие?

Начнём с того, что последняя крупная забастовка сценаристов в Голливуде происходила в 2007 году: она шла около 100 дней, а Гильдия сценаристов и студии так и не пришли к общему консенсусу, лишь уступив друг другу в совсем уж третьестепенных претензиях. Но напомню, что тогда из-за забастовки пострадало бесчисленное количество фильмов и сериалов

Забастовка 2007 года
Забастовка 2007 года

Например, первый сезон «Во все тяжкие» был укорочен с 13 до 7 эпизодов, ведь по изначальной задумке Винса Гиллигана и канала AMC первая деловая встреча Уолтера и Джесси с Туко Саламанкой должна была стать серединой изначального первого сезона, а не его концовкой. Были укорочены новые сезоны «Остаться в живых» и «Побега». Или возьмем из примеров фильм «Квант милосердия» - вторую часть из пенталогии фильмов об агенте 007 с Дэниэлом Крэйгом. Крайне посредственную часть, хронометраж которой обрезали до полутора часов, убрав из сценария все интересные сценарные развилки. Фильм «Затерянный мир» и вовсе был разгромлен в прокате и в оценках, из-за того, что сценарий ленты из-за забастовки вообще не дорабатывался. А стоит ли вообще говорить, что из-за тогдашней забастовки в январе 2008 года полностью отменили церемонию «Золотого Глобуса»? Ущерб от протестов составил чуть ли не 2 миллиарда долларов, а популярность многих телеканалов, по типу того же кабельного HBO, упала почти на 50%. Казалось бы, именно тогда студии должны были зарубить себе на носу: никогда не эскалировать напряженную ситуацию со своими «рабочими» до подобного уровня. Увы, ровно через 15 лет эта самая ситуация повторилась

«Затерянный мир» (2009)
«Затерянный мир» (2009)
«Квант милосердия» (2008)
«Квант милосердия» (2008)
«Остаться в живых», 4-й сезон
«Остаться в живых», 4-й сезон
«Во все тяжкие», 1-й сезон
«Во все тяжкие», 1-й сезон

2 мая 2023 года Гильдия сценаристов США WGA объявила о полноценной новой масштабной забастовке. Причины этому были следующие:

  • Низкая оплата труда
  • Халатное отношение к сотрудникам у студий
  • Короткие дедлайны
  • Неблагоприятная атмосфера работы на производственных «цехах»
  • Частые беспричинные увольнения по воле продюсеров
-7

Долгое время Гильдия молчала и надеялась, что студии услышат их просьбы, но, увы, всем крупным боссам Голливуда на это будто бы было по барабану. А условия прекращения забастовки у WGA следующие:

  • Повышение минимальной заработной платы
  • Единые условия оплаты, вне зависимости от того, кинотеатральный это релиз или стриминговый
  • Прекращение дискриминации талантливых постановщиков
  • Возвращение к старому кооперативу работы над стриминговыми проектами: с командой по 7-8 человек, а не по 2-3 работников
  • Доплаты за долгую принудительную работу
Дополню, что в 2017 году Гильдия выдвинула продюсерам похожие условия, но тогда они пошли WGA на уступки. Сейчас же, вследствие осадков из-за пандемии и огромному количеству разрабатываемых проектов, продюсеры «динамят» условия
-8

Итак, вот уже как месяц Гильдия бастует. Некоторые сценаристы даже пытаются срывать съемки многих дорогих проектов в «цехах» студий: так, совсем недавно несколько человек проникло на съёмочную площадку сериала «Чудо-человек» от Marvel и попытались прервать его производство. Сейчас работники стараются по-максимуму обратить на себя внимание продюсеров, и готовы пойти ради этого на любые риски

Адам Коновер и Хасан Пайкер бастуют возле производственного «цеха» сериала «Чудо-человек»: «Если мы прикроем всё это, Дисней потеряет пару сотен тысяч долларов. Чем большему количеству проектов мы помешаем, тем скорее закончится забастовка».
Адам Коновер и Хасан Пайкер бастуют возле производственного «цеха» сериала «Чудо-человек»: «Если мы прикроем всё это, Дисней потеряет пару сотен тысяч долларов. Чем большему количеству проектов мы помешаем, тем скорее закончится забастовка».

Ах да, ещё напомню, что забастовка пользуется крайне повышенной популярностью и у крупных голливудских звезд. На данный момент в ней принимают участие такие звезды, как: Джеймс Ганн, Джордж Р. Мартин, Тони Гилрой (сценарист «Андора») и ещё многие другие актеры, сценаристы и режиссеры

Мартин уже готов на что угодно, лишь бы не дописывать «Ветра зимы»)
Мартин уже готов на что угодно, лишь бы не дописывать «Ветра зимы»)

А какие же условия у самой забастовки? В первую очередь:

  • Не работать над сценариями к будущим проектам в любом из их проявлений
  • Информировать профсоюзы о любых изменениях условий забастовки
  • Привлечение к забастовке продюсеров любыми действенными способами. Открыт полный карт-бланш
-11

То есть представьте себе подобный катастрофичный уровень: Голливуд сейчас буквально «штампует» десятки и сотни новых фильмов и сериалов, стриминговые сервисы правят кинематографом, смещая кинотеатры на второй план. А если даже в 2007-2008 году при малом количестве тех же сериалов их качество ухудшилось в разы (некоторые сезоны и продолжения и вовсе отменили), то представьте, что будет твориться сейчас. Рискну предположить, что очень многие ожидаемые проекты попросту отменят и выведут из производства. Или же перенесут на очень поздний срок: готовьтесь к тому, что после 2023 года Голливуд максимально «застопится». 2024-й будет очень провальным в плане выхода фильмов и сериалов, а 2025-й - и того хуже

-12

Недавно на своём канале я писал статью о тех проектах, производство которых встало на паузу из-за забастовки. Ознакомиться с ней можете тут. Однако всего за две-три недели количество проектов увеличилось в гиперколичестве: сериал «Пингвин» во вселенной «Бэтмена» Мэтта Ривза, новые спин-оффы «Игры престолов», телевизионный сиквел второго «Бегущего по лезвию», и этот список будет пополняться всё больше и больше. Да, у тех же Marvel всё-таки активно идут съёмки «Громовержцев» и «Дэдпула 3», но стоит ли мне говорить о том, что производство этих двух лент будет очень напряженным и ограниченным (так, тот же Райан Рейнольдс недавно заявил, что не сможет импровизировать на съемках, а ведь предыдущие две части сольника про наёмника в красном трико наполовину состояли из импровизаций сценаристов и актёров)?

«Пингвин», 1-й сезон
«Пингвин», 1-й сезон
-14
У «Бегущего по лезвию 2049» остановили разработку сиквела - сериала «Бегущий по лезвию 2099»
У «Бегущего по лезвию 2049» остановили разработку сиквела - сериала «Бегущий по лезвию 2099»
«Громовержцы» всё ещё должны выйти в июле 2024 года, но шанс на хорошее качество уменьшается с каждой связанной с забастовкой новостью
«Громовержцы» всё ещё должны выйти в июле 2024 года, но шанс на хорошее качество уменьшается с каждой связанной с забастовкой новостью
«Дэдпул 3 не сместится с даты и всё-таки выйдет 8 ноября 2024 года. Увы, уже без импровизаций актёров, чем потеряет всю глубину первых частей
«Дэдпул 3 не сместится с даты и всё-таки выйдет 8 ноября 2024 года. Увы, уже без импровизаций актёров, чем потеряет всю глубину первых частей

Казалось бы, куда ещё хуже? А можно ещё хуже! Ведь в скором будущем к бастующим сценаристам могут присоединиться режиссеры! А это будет первая крупная забастовка в истории Голливуда аж с 1987 года! Почему же режиссеры тоже недовольны положением? Всё из-за одного крайне провального маркетингового решения, которое я вкратце опишу ниже:

Забастовка Гильдии режиссеров в 1987 году
Забастовка Гильдии режиссеров в 1987 году

Пару недель назад стриминговые HBO Max и Discovery+ объединились в один общий поточный сервис - Max. При том произошло это так резко и неожиданно, что многие постановщики узнали об этом одновременно с нами, зрителями. А апогеем дебилизма HBO стало наплевательское отношение к своим же сотрудникам: на страницах многих будущих ожидаемых проектов и режиссеров, и актеров, и сценаристов подписали просто как «Creators» (то бишь «Создатели»). По сути дела продюсеры и студия попросту обесценили весь труд рабочих, предписав их к одному «рабскому» труду: созданию проектов. А что такое единый труд? Это единая оплата труда и единое отношение! То есть зарплата режиссера за одну серию условных «Последних из нас» будет равна зарплате режиссера за одну серию вообще никому не известного и провального сериала. Социализм в мире капитализма? Нет, просто халатное и наплевательское отношение практически ко всем работникам в «цехах». HBO, конечно, быстро извинились за подобную «оплошность», но режиссеры уже взъелись

-19

Вообще стоит учесть, что режиссеры и их Гильдия DGA пытались договорится с продюсерами ещё с 10 мая, поэтому ещё более странным ходом с точки маркетинга стало «создание» сервиса Max. И теперь, если студии не выполнят условия режиссеров до 30 июня, нас с вами ожидает ещё одна забастовка, которая будет идти параллельно с забастовкой WGA. А самый сок ещё и в том, что к забастовке DGA может присоединиться актёрская Гильдия, ведь 9 июня, день начала переговоров между студиями и режиссерами, у актёров также заканчиваются контракты на сотрудничество с теми же продюсерами. Некоторые инсайдеры уже воют: бастующие буквально умоляют режиссеров бросить эту затею и присоединиться к забастовке. Вся надежда лишь на разумность студий, которые до 30 июня примут условия бастующих. Но что ожидает Голливуд и весь кинематограф в целом (мне повторить, что 90% всего мирового кинематографа составляет именно Голливуд?), если студии всё же не пойдут на уступки?

-20

В мире кино и сериалов случится полная катастрофа. Катастрофа, от которой студии не смогут отмыться как минимум ближайшее десятилетие. Только представьте, что случится с Голливудом, если три Гильдии разом (!) прекратят производство проектов даже на несколько дней. Если вкратце и максимально простым языком, то нас с вами ожидает:

  • Отмена половины анонсированных проектов крупных студий и стримингов (сюда же входят и новые сезоны популярных сериалов)
  • Крайнее ухудшение производства: сценарии будут писаться на коленке, режиссеры не будут присутствовать на съёмках, а актеры будут максимально лениться на съёмочных площадках
  • Перенос крупных проектов на гораздо более поздние сроки: ожидайте те же «Секретные войны» только в 2030 году
  • 2024-й, 2025-й и последующие года будут сравнимы с 2020-м в сфере кино: отсутствие крупных новинок и редкие выходы небольших боевиков категории «Б» или давно анонсированных стриминговых блокбастеров. Это максимум
Только вспомните, какой ущерб кинематографу нанесла пандемия, которая длилась всего полгода
Только вспомните, какой ущерб кинематографу нанесла пандемия, которая длилась всего полгода

Да, большинство фильмов и сериалов того же 2024-го года вовремя увидят свет: как минимум, потому что съёмки большинства уже завершены. Ключевое слово: съёмки. У этих проектов не будут дорабатываться сценарии, не будут «полироваться» визуальные эффекты, у них не будет сильного и активного маркетинга. Просто морально подготовьтесь к тому, что большинство ожидаемых вами фильмов и сериалов следующего года очень сильно вас разочаруют

Вся надежда на то, что Джеймс Кэмерон успел «отполировать» визуал третьего «Аватара» до забастовки. Хотя верится в это с трудом
Вся надежда на то, что Джеймс Кэмерон успел «отполировать» визуал третьего «Аватара» до забастовки. Хотя верится в это с трудом

А у многих фильмов и сериалов, которые выйдут в 2025-ом, попросту в ближайшем времени не начнутся съёмки. Что уже отменяет любые шансы на их выход в поставленный срок. Так что ждём тот же пятый сезон «Очень странных дел» году так в 2026-2027-м. Однако! Это случится лишь при таком случае, если продюсеры и студии не согласятся на условия бастующих

Завершение «Странных дел» и финальную битву за Хоукинс мы с вами явно не увидим в ближайшие два года
Завершение «Странных дел» и финальную битву за Хоукинс мы с вами явно не увидим в ближайшие два года

От нас с вами сейчас ничего не зависит. Нам остаётся лишь наблюдать за ситуаций в сторонке и мысленно надеяться, что в ближайшее время мы не лишимся хорошего и качественного кино, которого сейчас очень сильно не хватает. У нас есть надежда. И она сильнее любых прихотей крупных боссов студий

-24

Поддержите лайком, если хотите видеть больше подобных статей в ближайшее время! Мне очень важен любой отклик своей аудитории🙃