Голливуд сегодня переживает далеко не самые лучшие времена: каждый второй крупный и дорогой блокбастер проваливается в прокате, многим режиссерам, актерам и сценаристам урезают зарплаты, а продюсеры помыкают их талантами как хотят. С другой стороны, по кинематографической стороне главного производственного кинозавода Лос-Анджелеса ударила пандемия коронавируса: многие зрители в том же Китае всё ещё боятся ходить в кинотеатры. Что уж говорить, если даже второй «Аватар» Джеймса Кэмерона, фильм, который китайцы ждали больше любых других зрителей в мире, собрал в их прокате не шибко крупную сумму. Уж молчу про ленты какой-нибудь киновселенной Marvel: вышедшая в Китае в феврале вторая «Чёрная Пантера» и вовсе заработала менее 10 миллионов долларов за весь свой прокат, это ли не посмешище? В общем это я всё к чему: рано или поздно все проблемы Голливуда вылились бы в масштабную забастовку авторов. И я крайне удивлен, что случилась она так поздно, ведь основные трудности наклёвывались ещё до пандемии, в 2019-начале 2020 года. Так почему многие сценаристы приняли решение бастовать против кормящего их продюсерского режима? И почему я считаю, что при затягивании конфликта забастовка может привести к полной катастрофе, с которой Голливуд будет пытаться бороться чуть ли не всё следующее десятилетие?
Начнём с того, что последняя крупная забастовка сценаристов в Голливуде происходила в 2007 году: она шла около 100 дней, а Гильдия сценаристов и студии так и не пришли к общему консенсусу, лишь уступив друг другу в совсем уж третьестепенных претензиях. Но напомню, что тогда из-за забастовки пострадало бесчисленное количество фильмов и сериалов
Например, первый сезон «Во все тяжкие» был укорочен с 13 до 7 эпизодов, ведь по изначальной задумке Винса Гиллигана и канала AMC первая деловая встреча Уолтера и Джесси с Туко Саламанкой должна была стать серединой изначального первого сезона, а не его концовкой. Были укорочены новые сезоны «Остаться в живых» и «Побега». Или возьмем из примеров фильм «Квант милосердия» - вторую часть из пенталогии фильмов об агенте 007 с Дэниэлом Крэйгом. Крайне посредственную часть, хронометраж которой обрезали до полутора часов, убрав из сценария все интересные сценарные развилки. Фильм «Затерянный мир» и вовсе был разгромлен в прокате и в оценках, из-за того, что сценарий ленты из-за забастовки вообще не дорабатывался. А стоит ли вообще говорить, что из-за тогдашней забастовки в январе 2008 года полностью отменили церемонию «Золотого Глобуса»? Ущерб от протестов составил чуть ли не 2 миллиарда долларов, а популярность многих телеканалов, по типу того же кабельного HBO, упала почти на 50%. Казалось бы, именно тогда студии должны были зарубить себе на носу: никогда не эскалировать напряженную ситуацию со своими «рабочими» до подобного уровня. Увы, ровно через 15 лет эта самая ситуация повторилась
2 мая 2023 года Гильдия сценаристов США WGA объявила о полноценной новой масштабной забастовке. Причины этому были следующие:
- Низкая оплата труда
- Халатное отношение к сотрудникам у студий
- Короткие дедлайны
- Неблагоприятная атмосфера работы на производственных «цехах»
- Частые беспричинные увольнения по воле продюсеров
Долгое время Гильдия молчала и надеялась, что студии услышат их просьбы, но, увы, всем крупным боссам Голливуда на это будто бы было по барабану. А условия прекращения забастовки у WGA следующие:
- Повышение минимальной заработной платы
- Единые условия оплаты, вне зависимости от того, кинотеатральный это релиз или стриминговый
- Прекращение дискриминации талантливых постановщиков
- Возвращение к старому кооперативу работы над стриминговыми проектами: с командой по 7-8 человек, а не по 2-3 работников
- Доплаты за долгую принудительную работу
Дополню, что в 2017 году Гильдия выдвинула продюсерам похожие условия, но тогда они пошли WGA на уступки. Сейчас же, вследствие осадков из-за пандемии и огромному количеству разрабатываемых проектов, продюсеры «динамят» условия
Итак, вот уже как месяц Гильдия бастует. Некоторые сценаристы даже пытаются срывать съемки многих дорогих проектов в «цехах» студий: так, совсем недавно несколько человек проникло на съёмочную площадку сериала «Чудо-человек» от Marvel и попытались прервать его производство. Сейчас работники стараются по-максимуму обратить на себя внимание продюсеров, и готовы пойти ради этого на любые риски
Ах да, ещё напомню, что забастовка пользуется крайне повышенной популярностью и у крупных голливудских звезд. На данный момент в ней принимают участие такие звезды, как: Джеймс Ганн, Джордж Р. Мартин, Тони Гилрой (сценарист «Андора») и ещё многие другие актеры, сценаристы и режиссеры
А какие же условия у самой забастовки? В первую очередь:
- Не работать над сценариями к будущим проектам в любом из их проявлений
- Информировать профсоюзы о любых изменениях условий забастовки
- Привлечение к забастовке продюсеров любыми действенными способами. Открыт полный карт-бланш
То есть представьте себе подобный катастрофичный уровень: Голливуд сейчас буквально «штампует» десятки и сотни новых фильмов и сериалов, стриминговые сервисы правят кинематографом, смещая кинотеатры на второй план. А если даже в 2007-2008 году при малом количестве тех же сериалов их качество ухудшилось в разы (некоторые сезоны и продолжения и вовсе отменили), то представьте, что будет твориться сейчас. Рискну предположить, что очень многие ожидаемые проекты попросту отменят и выведут из производства. Или же перенесут на очень поздний срок: готовьтесь к тому, что после 2023 года Голливуд максимально «застопится». 2024-й будет очень провальным в плане выхода фильмов и сериалов, а 2025-й - и того хуже
Недавно на своём канале я писал статью о тех проектах, производство которых встало на паузу из-за забастовки. Ознакомиться с ней можете тут. Однако всего за две-три недели количество проектов увеличилось в гиперколичестве: сериал «Пингвин» во вселенной «Бэтмена» Мэтта Ривза, новые спин-оффы «Игры престолов», телевизионный сиквел второго «Бегущего по лезвию», и этот список будет пополняться всё больше и больше. Да, у тех же Marvel всё-таки активно идут съёмки «Громовержцев» и «Дэдпула 3», но стоит ли мне говорить о том, что производство этих двух лент будет очень напряженным и ограниченным (так, тот же Райан Рейнольдс недавно заявил, что не сможет импровизировать на съемках, а ведь предыдущие две части сольника про наёмника в красном трико наполовину состояли из импровизаций сценаристов и актёров)?
Казалось бы, куда ещё хуже? А можно ещё хуже! Ведь в скором будущем к бастующим сценаристам могут присоединиться режиссеры! А это будет первая крупная забастовка в истории Голливуда аж с 1987 года! Почему же режиссеры тоже недовольны положением? Всё из-за одного крайне провального маркетингового решения, которое я вкратце опишу ниже:
Пару недель назад стриминговые HBO Max и Discovery+ объединились в один общий поточный сервис - Max. При том произошло это так резко и неожиданно, что многие постановщики узнали об этом одновременно с нами, зрителями. А апогеем дебилизма HBO стало наплевательское отношение к своим же сотрудникам: на страницах многих будущих ожидаемых проектов и режиссеров, и актеров, и сценаристов подписали просто как «Creators» (то бишь «Создатели»). По сути дела продюсеры и студия попросту обесценили весь труд рабочих, предписав их к одному «рабскому» труду: созданию проектов. А что такое единый труд? Это единая оплата труда и единое отношение! То есть зарплата режиссера за одну серию условных «Последних из нас» будет равна зарплате режиссера за одну серию вообще никому не известного и провального сериала. Социализм в мире капитализма? Нет, просто халатное и наплевательское отношение практически ко всем работникам в «цехах». HBO, конечно, быстро извинились за подобную «оплошность», но режиссеры уже взъелись
Вообще стоит учесть, что режиссеры и их Гильдия DGA пытались договорится с продюсерами ещё с 10 мая, поэтому ещё более странным ходом с точки маркетинга стало «создание» сервиса Max. И теперь, если студии не выполнят условия режиссеров до 30 июня, нас с вами ожидает ещё одна забастовка, которая будет идти параллельно с забастовкой WGA. А самый сок ещё и в том, что к забастовке DGA может присоединиться актёрская Гильдия, ведь 9 июня, день начала переговоров между студиями и режиссерами, у актёров также заканчиваются контракты на сотрудничество с теми же продюсерами. Некоторые инсайдеры уже воют: бастующие буквально умоляют режиссеров бросить эту затею и присоединиться к забастовке. Вся надежда лишь на разумность студий, которые до 30 июня примут условия бастующих. Но что ожидает Голливуд и весь кинематограф в целом (мне повторить, что 90% всего мирового кинематографа составляет именно Голливуд?), если студии всё же не пойдут на уступки?
В мире кино и сериалов случится полная катастрофа. Катастрофа, от которой студии не смогут отмыться как минимум ближайшее десятилетие. Только представьте, что случится с Голливудом, если три Гильдии разом (!) прекратят производство проектов даже на несколько дней. Если вкратце и максимально простым языком, то нас с вами ожидает:
- Отмена половины анонсированных проектов крупных студий и стримингов (сюда же входят и новые сезоны популярных сериалов)
- Крайнее ухудшение производства: сценарии будут писаться на коленке, режиссеры не будут присутствовать на съёмках, а актеры будут максимально лениться на съёмочных площадках
- Перенос крупных проектов на гораздо более поздние сроки: ожидайте те же «Секретные войны» только в 2030 году
- 2024-й, 2025-й и последующие года будут сравнимы с 2020-м в сфере кино: отсутствие крупных новинок и редкие выходы небольших боевиков категории «Б» или давно анонсированных стриминговых блокбастеров. Это максимум
Да, большинство фильмов и сериалов того же 2024-го года вовремя увидят свет: как минимум, потому что съёмки большинства уже завершены. Ключевое слово: съёмки. У этих проектов не будут дорабатываться сценарии, не будут «полироваться» визуальные эффекты, у них не будет сильного и активного маркетинга. Просто морально подготовьтесь к тому, что большинство ожидаемых вами фильмов и сериалов следующего года очень сильно вас разочаруют
А у многих фильмов и сериалов, которые выйдут в 2025-ом, попросту в ближайшем времени не начнутся съёмки. Что уже отменяет любые шансы на их выход в поставленный срок. Так что ждём тот же пятый сезон «Очень странных дел» году так в 2026-2027-м. Однако! Это случится лишь при таком случае, если продюсеры и студии не согласятся на условия бастующих
От нас с вами сейчас ничего не зависит. Нам остаётся лишь наблюдать за ситуаций в сторонке и мысленно надеяться, что в ближайшее время мы не лишимся хорошего и качественного кино, которого сейчас очень сильно не хватает. У нас есть надежда. И она сильнее любых прихотей крупных боссов студий
Поддержите лайком, если хотите видеть больше подобных статей в ближайшее время! Мне очень важен любой отклик своей аудитории🙃