Уже который месяц не по средствам жуём: кто-то — мясо, кто-то — листья, но в среднем — голубцы (уточняю на всякий случай, что это еда такая, без какого-либо намёка в эпоху противостояния с разными цветами и красками).
Образовавшуюся 4-триллионную дыру, видимую через «Электронный бюджет РФ» объясняют по-разному, иногда вполне разумно. Тем не менее, вопрос «чем заполнять» с повестки не снимается. Вариантов как всегда не то, что бы богато, а целых три: отнять, занять и напечатать.
1.«Печатание» (необоснованная эмиссия) идёт уже давно.
Например, в 2022 году ЦБ «печатал» для сведения балансов госкомпаний и латания бюджетов в результате «хитродействия» с Фондом национального благосостояния.
- Так, в декабре Минфин сообщил о продаже ЦБ 28,5 млрд евро, 2,77 млрд фунтов стерлингов и 121,9 млрд иен из накоплений от прежних нефтегазовых сверхдоходов. На тот момент объем таких операций составил 2,412 триллиона рублей, следует из данных Минфина.
- НО! Находясь под санкциями, Минфин не может осуществлять РЕАЛЬНУЮ продажу западных валют. То есть, лукавство: евро, фунты и иены просто «переписываются» со счета Минфина на счет ЦБ, который, в свою очередь, проводит эмиссию.
«Печатание» хорошо ещё и тем, что позволяет держать «слово пацана» здесь и сейчас, тогда как снижение покупательной способности откладывается на потом. И некоторые даже (особенно из самых бедных, из тех, что тратят, а не копят), вполне могут успеть к отовариванию по прежнему уровню, пока денежки описывают «инфляционный оборот».
2.«Занять» (чтоб не краткосрочная пирамида, а растянутая во времени) в период экстремальной непредсказуемости, отчего естественно снижение доверие к будущему — проблематично.
«Зарубежные инвесторы» прощально чиркают ручкой. У большинства российского населения свободных, то бишь «длинных денег», которые вложил — забыл, давно не заводилось.
- А активному экономическому меньшинству из «концентраторов ресурсов» добровольно вкладываться в «государственный долг» тоже не с руки. Ибо, зачем «консервировать», когда грядет обязательный (вследствие того же экстремального периода) передел «поляны». И лучше уж рискнуть, ради подбора выпавших «кусков», нежели пассивно дожидаться, сидя «в долге».
3.«Отнять», включая и значение «недодать» (через налоги, принудительные взносы, секвестр и прочие хорошо известные «инструменты») — соблазнительно.
Однако главное — с умом, не слишком огорчая НУЖНЫХ, чтоб в конечном итоге за всё заплатили ненужные.
- К примеру, пообещать крупному бизнесу за разовые взносы («разовые», конечно, во множественном числе) закрыть глаза на монополию определённых сегментов рынка, благодаря которой он — крупный бизнес — сумеет отбить непредвиденные издержки. Но не только.
- С принятием определённых законов и поправок, снизить социальные обязательства работодателей перед работниками, осуществив «перераспределение» (угадайте в чью пользу?) уже не финансового, а социального капитала.
- Известно, что президент РФ против «уравниловки». Цитирую его в «вопросах налогообложения» на встрече с лидерами парламентских партий в 2021 году: «Нужно действовать предельно аккуратно, чтоб не демотивировать людей с высокими доходами… Чтоб это не привело к советской уравниловке, из которой ничего хорошего не получилось».
Во-о-от! Здесь мудрость великая есть, не сразу осознаваемая: плохо «уравнивать» не только доходы, но и расходы! Логично же считать не буквально, а пропорционально — брать с тех, у кого денег мало, зато их самих слишком много.
Хотя с пропагандисткой точки зрения, для размазывания ответственности, «уравниловка» очень даже привлекательна. Представьте, как автобус, не соблюдая ПДД, врезается в зад шикарного лимузина. После чего водитель автобуса запирает двери и на пару с мощным кондуктором обращается к пассажирам: «Авария — это наша коллективная ответственность, платить компенсацию будем вместе, сообща!»