Китай хочет возобновить строительство центральноазиатского трубопровода для поставок газа из Туркмении, затягивая реализацию российского проекта "Сила Сибири 2". Какую головоломку приготовил Пекин для своих торговых партнеров?
О планах КНР ускорить строительство участка "Линия D" трубопровода "Центральная Азия – Китай" сообщило издание Reuters. Предполагается, что она обеспечит поставки газа из Туркмении. Тем временем, строительство российского трубопровода "Сила Сибири – 2", затягивается на неопределенное количество лет.
Мировые СМИ уже подхватили эту тему, поставив под сомнение стратегическое партнерство Москвы и Пекина. О том, что Пекину выгодно откладывать российский проект, добиваясь более удобных условий контракта, пишет Financial Times. Эксперты издания утверждают, что Китаю некуда спешить, потому что у Москвы нет альтернативных каналов сбыта.
Вопрос, почему Пекин отдает предпочтение центральноазиатским партнерам, остается открытым. В настоящий момент Китай платит за туркменский газ по всем трем трубопроводам почти на 30% больше, чем за российский – 10, 3 млрд против 4 млрд долларов соответственно. Президент АНО "Евразийский институт молодежных инициатив" Юрий Самонкин объяснил Baltnews мотивы китайских бизнесменов.
"Основная цель инвестиций Пекина – работать на долгосрочную перспективу. Китай прекрасно понимает выгоду центральноазиатского рынка и действует в рамках программы "Один пояс – один путь" (программа экономического партнерства КНР и Центральной Азии – прим. Baltnews). Учитывая то, что сейчас позиция коллективного Запада ослабевает на всех фронтах, и Центральная и Средняя Азия начинают тяготеть к ОДКБ, цель Китая – углубление своего экономического партнерства с теми странами, которые пока не определились со своим глобальным развитием, а именно, Туркменистане, Узбекистане и Таджикистане", – сказал политолог.
Что касается "Силы Сибири – 2", то Китай совершенно не собирается отказываться от этого проекта, считает Самонкин. Получается, западным СМИ просто удобно раскачивать эту тему для нагнетения обстановки и продвижения идеи о "неудачах" России, которая задумывала строительство газопровода, чтобы компенсировать убытки от европейского рынка.
"Это такая политическая "многоходовка" со стороны Пекина, хитрая китайская игра, ориентированная сейчас на выжидание. Она поможет выбрать нужную сторону тем, кто пока боится уйти от западной зависимости, я имею в виду наших центральноазиатских партнеров. А реализация "Силы Сибири – 2" откладывается из-за санкций Вашингтона [против России], и здесь Китай тоже стремится занять мудрую позицию, чтобы не сбавить свой товарооборот с США. Риски для России от задержки строительства минимальные. В конечном итоге, реализацией этого проекта будет заниматься не государство, а частные инвестиционные компании России и Китая. Именно это и стало ключевой темой обсуждения на полях Евразийского экономического форума, который завершился 25 мая в Москве", – заключил эксперт.
Проект "Линия D"был приостановлен из-за технических сложностей при строительстве и переговоров о ценах. В 2014 году реализация проекта оценивалась в 6,7 миллиарда долларов, ожидаемая пропускная мощность — в 30 миллиардов кубометров газа в год. Консалтинговые компании SIA Energy и Rystad Energy прогнозируют, что туркменский газ по "Линии D" может начать поступать в Китай примерно в 2028 году, в то время как "Cила Сибири – 2", рассчитанная на 50 миллиардов кубометров газа в год, может начать работать в начале 2030-х годов.