Имя Чарльза Лютвиджа Доджсона вряд ли знакомо большинству людей, между тем имя Льюиса Кэрролла знают почти все. Кто из нас не читал в детстве «Алису в Стране Чудес» или «Алису в Зазеркалье»? Поэтому в этой статье мы будем привычно называть Чарльза Доджсона по его знаменитому псевдониму.
Почему же мы вспомнили о нем в рамках фотопроекта? Ответ может вас удивить («все страньше и страньше, все чудесатее и чудесатее…» (с), ведь немногие знают, что Льюис Кэрролл был страстным поклонником технического прогресса и всерьез увлекался фотографией. По мнению некоторых экспертов, именно Кэрролл может быть признан лучшим фотографом XIX века, снимавшим детей. Фотографии Кэрролла относят по жанру к пиктореализму, в котором отображение реальной жизни подавалось с художественными элементами, а снимки больше напоминали живописные полотна. Еще в самом начале фотографического творчества Льюис Кэрролл записал в дневнике: «Жаль, нам не дано забежать на пятьдесят лет вперёд и узнать это удивительное изобретение в его совершенной форме. Сейчас оно ещё в пелёнках, это новоявленное чудо, как фотография, какой я её помню в 1850 году». Известна также и другая дневниковая фраза об увлечении фотографией: «Это моя единственная забава, и, я полагаю, она заслуживает серьёзного отношения».
Одной из любимых моделей писателя была Алиса Лидделл, благодаря которой на свет появились чудесные книги про Алису. Существует заблуждение, что Алиса была племянницей писателя, но это не так, она была дочерью декана колледжа Крайст-черч, где Кэрролл преподавал математику, а он был просто другом семьи.
Они познакомились 25 апреля 1856 года, когда Кэрролл фотографировал собор, а семейство Лидделлов с тремя дочерьми (всего детей было десять) выходило из дома. Фотографии в то время были редкостью, поэтому декан очень обрадовался предложению своего педагога сделать несколько семейных фотографий. С тех пор началась их дружба. Математик и будущий писатель стал частым гостем в доме Лидделлов и каждый раз его с нетерпением ждали в детской, ведь он умел придумывать и рассказывать интереснейшие истории. Алисе в то время было всего четыре года.
4 июля 1862 года на лодочной прогулке Алиса Лидделл попросила своего друга сочинить историю для неё и её сестёр Эдит и Лорины. Кэрролл, которому и раньше приходилось рассказывать детям Лидделла сказки, придумывая события и персонажей на ходу, с готовностью согласился. На этот раз он поведал сёстрам о приключениях маленькой девочки в Подземной Стране, куда она попала, провалившись в нору Белого Кролика. Главная героиня очень напоминала Алису.
История так понравилась Алисе Лидделл, что она попросила рассказчика превратить ее в книгу. Кэрролл выполнил просьбу Алисы и подарил ей рукопись под названием «Приключения Алисы под землёй» (первое название книги). Страницы содержали иллюстрации, выполненные рукой самого автора. В далеком будущем этот уникальный манускрипт Алиса Харгривс (фамилия после замужества) будет вынуждена продать, и он принесет ей целое состояние.
Кэрролл находил общий язык со всеми детьми Лидделлов, но Алису он называл своим «идеальным ребенком-другом». Он сделал множество ее портретов на пластинках («мокрый коллодионный процесс»), причем некоторые фотографии вызвали общественный резонанс.
Например, известное постановочное фото Алисы в образе нищенки. Надо сказать, что в викторианской Англии конца XIX века царили странные этические нормы. Девочки до 14 лет считались асексуальными, поэтому даже обнаженные снимки не признавались выходящими за рамки морали. При этом постановочное изображение уличной попрошайки в обшарпанном белом платье с босыми ногами вызвало ожесточенные споры. Несмотря на то, что фотография была признана одной из лучших работ Кэрролла, в ней усмотрели вызов обществу. Взгляд юной Алисы на фото совсем не детский, а сюжет был из категории остросоциальных.
Заметим, что у образа нищенки есть и парное фото - Алиса в своем лучшем платье. Их соединил сам Кэрролл, но внимание публики, несомненно, больше привлекло первое изображение.
Алиса была не единственной моделью писателя, всего детских изображений насчитывалось более трехсот. Кэрролл ценил способность детей выдерживать долгую экспозицию, хорошо понимал особенности детской психологии и считал необходимым подготовить ребёнка к фотографированию. Писатель умел создать неповторимую сказочную атмосферу, так что сам процесс изготовления фотографии дети воспринимали как священнодействие. Алиса Лидделл спустя десятилетия писала сыну: «Гораздо интереснее, чем фотографироваться, было получить допуск в тёмную комнату и смотреть, как он проявляет большие стеклянные пластины».
Дружба Кэрролла с детьми была, с точки зрения тогдашней морали, совершенно невинной причудой. Сегодня все это воспринимается иначе, но биографы категорически отвергают нападки на писателя и косвенные обвинения в нездоровом интересе к девочкам. Фактов нет, только домыслы, которые, как известно, могут испортить любую репутацию.
Как бы то ни было, увлечение фотографией писателя завершилось 1880 году, достоверные причины до сих пор неизвестны.
Алиса Лидделл в последний раз встретилась с Кэрроллом за семь лет до его ухода из жизни, в 1891 году, когда вместе с сёстрами приехала в Оксфорд.
Сама Алиса скончалась в 1932 году в возрасте 82 лет. На её могильном камне высечены слова: «Могила миссис Реджинальд Харгривс, Алисы из „Алисы в Стране чудес“ Льюиса Кэрролла».
Если вам понравилась статья, будем рады вашим лайкам и комментариям!