«Всю жизнь хотел написать роман, я даже его придумал. Но, знаете, театр!.. Разве от него уйдешь, если любишь»? (Алексей Арбузов)
Алексея Арбузова без ложной скромности можно назвать самым плодовитым драматургом своего времени. Его пьесы «Город на заре», «Таня», «Иркутская история», «Мой бедный Марат» и сегодня с успехом идут на отечественных и зарубежных сценах. Лет двадцать назад его назвали «создателем альтернативного отечественного театра советской эпохи, заменившего идеологию лирикой». Может быть, именно поэтому его творчество не поддается старению? А может, из-за того, что реальную жизнь героев своих будущих пьес он видел не из окна уютного рабочего кабинета?
Алексей Николаевич Арбузов родился в 1908 году в Москве, в семье, принадлежавшей к дворянскому роду. Только не подумайте, что проживало семейство в особняке на Остоженке и владело собственным выездом.
О батюшке своем драматург оставил неоднозначные воспоминания:
«Мой отец, Николай Кирович Арбузов, был странный человек… Из-за малолетства я не успел разгадать его, а знавшие его не смогли впоследствии толком объяснить обстоятельства его жизни. Родился он, кажется, в Самаре, хотя не обладал состоянием, постоянно затевал коммерческие дела, которые тут же бросал. Почему-то хорошо знал турецкий и в начале века служил в Константинополе, в посольстве в чине первого драгомана. Впоследствии он опубликовал в одном из журналов очерки константинопольской жизни, а затем написал несколько рассказов в тургеневском духе. Мне говорили, что всю жизнь он мечтал об одном – стать писателем. Однако в «силу непоседливости и вздорного характера это не осуществилось».
В 1914 году семья переехала в Петроград, где авантюрный папаша начал заниматься финансовой деятельностью, очень быстро разорился и ушел из семьи. Мать, не ожидавшая такого поворота в судьбе, тяжко заболела, и одиннадцатилетний Алеша оказался предоставленным самому себе. Время стояло тяжелое, сгущались революционные тучи; чтобы прокормиться, парнишка был вынужден торговать на рынке всякой мелочевкой, колоть дрова соседям, да и подворовывать приходилось. «Противоправные действия» в итоге и привели его в колонию для трудновоспитуемых. Только в 1921 году Алешу вызволила из заключения тетка Вера Савич и забрала к себе. Родственница очень любила театр, увлекся Мельпоменой и Алексей. Тогда же он увидел спектакль, который в корне изменил его жизнь: в БДТ перед красноармейцами играли «Разбойников» Шиллера, вступительную речь перед началом спектакля произнес Александр Блок.
«Возвращаясь домой после спектакля, я понимал, что теперь вне театра уже нет жизни, я придумывал новый финал «Разбойников», я грезил своим будущим, а оно было - театр, театр, театр... В течение четырех лет галерея 4-го яруса была моим домом, моей семьей - все значительное происходило здесь».
Неудивительно, что уже через год подросток подрабатывал статистом в Мариинке, и начал учиться балетным танцам в Ленинградском театральном училище. С балетом, правда, ничего не вышло, ноги были травмированы в детстве, зато приняли в драматическую студию, а затем и в труппу режиссера Павла Гайдебурова. Поднабрав театрального опыта, двадцатилетний Арбузов организовывает свой «Цех экспериментальной драмы», затем и необычный «театр на колесах» (агитвагон), для репертуара которого и начал писать пьесы – не от хорошей жизни, просто собственного драматурга у передвижного театра не было. Первая пьеса с говорящим название «Класс» с треском провалилась…
Первый успех пришел к Арбузову уже в Москве, и, как бывает почти всегда, неожиданно. Лирическая комедия «Шестеро любимых», написанная в 1934 году для постановки в сельских клубах, была принята ведущими театрами страны и не сходила с подмостков, собирая полные залы зрителей. Во время подготовки пьесы об индустриализации «Сердце» Арбузов едет в Макеевку, чтобы с головой погрузиться в шахтерскую среду – иначе, по его мнению, не добиться жизненной достоверности. Валентин Плучек, гастролировавший в то время с театром Мейерхольда по Донбассу, красочно описал почти анекдотическую памятную встречу с драматургом:
«Я выхожу и вижу: стоит худой, чёрный, с большой бородой Алексей Николаевич Арбузов. Кусок штанины у него вырван собакой, которую мы с трудом утихомирили, – он вызвал у неё почему-то страшную ярость. Мы провели его к нам и долго зашивали брюки, которые были единственными. Выяснилось, что он приехал ради своей пьесы, чтобы быть достоверным как художник. Поступил на шахту. Опускался в забой и работал там».
Но, конечно, по-настоящему прославила Алексея Арбузова его бессмертная пьеса «Таня», написанная им в 1939 году и поставленная в Театре Революции с Марией Бабановой в главной роли. Тогда же драматург совместно с Валентином Плучеком организовал знаменитую «Арбузовскую студию», в которой с помощью коллективного участия артистической молодежи рождались просто феерические импровизации, которые Арбузов записывал и обрабатывал, превращая в новые постановочные тексты. Так родилась романтическая пьеса о строителях «Комсомольска-на-Амуре «Город на заре».
Когда началась Великая Отечественная, Арбузов начал создавать пьесы в соответствии с задачами военного времени: с соавторстве Александром Гладковым появилась пьеса «Бессмертный», затем «Домик в Черкизове» о девушках, выпускающих на оборонном заводе танки.
В середине пятидесятых Арбузов едет в творческую командировку в Сибирь, на стройку союзного значения – Иркутскую ГЭС, знакомится со строителями и их проблемами - на стройке все далеко не так гладко, как рапортуют газеты. Появление «Иркутской истории» вовсе не было случайным эпизодом в творческой судьбе драматурга.
А вот блокадную пьесу «Мой бедный Марат», которую сам Арбузов считал своим главным произведением, оценили не только в СССР: когда ее увидели зрители туманного Альбиона, то сразу же признали спектаклем года – десятки ведущих театров Великобритании включили пьесу в свой репертуар. Драматические коллизии спектакля о войне восхищали театралов и критиков Франции, США, Греции, Швеции, Аргентины, Венгрии, Австралии, Пакистана, Польши, Югославии, ФРГ.
Драматург не прекращал создавать все новые и новые произведения до самых последних дней своей богатой событиями жизни – почти каждый год рождалась новая пьеса. Итоговая - «Виноватые» - вышла в 1984 году.
📖 Строки из пьес Алексея Арбузова:
В конце концов, брак сам по себе — довольно своеобразное явление. Вступить в него настолько же просто, насколько трудно оставаться женатым.
Хорошо прожитый день и после нашей смерти жив остается.
Вероятно, вы верите, что человека делает сильным одиночество. Бойтесь этой мысли, она приведет вас к эгоизму.
Одна беда — к себе ключ подобрать труднее, чем к остальным.
Самопознание — это, вероятно, бегство от себя. Чтобы себя увидеть, познать, надо отойти в сторону, не замечать себя, уйти. А затем обернуться вдруг и увидеть..
Во всех наших бедах виноваты люди, лишенные юмора.
Женщины, если с ними беседуешь продолжительно, обязательно тебя рассердят.
Только полные ничтожества вызывают всеобщую любовь.
Вот что, друг, есть и не трусливые любители чтения. И они хотят рисковать вместе с поэтом!
Что человеку для счастья нужно? Чтобы дело его было хоть чуточку лучше, чем он сам.
Верность – высшее проявление силы.
Нельзя одерживать победы на всех фронтах сразу.
Знаешь, что опаснее всего для победителя? Унаследовать пороки побежденного.
У всего в жизни есть начало и есть конец. И в том большая печаль. Но и радость в том тоже.
Когда осуществляются мечты, всегда бывает немного грустно.
Люди бывают счастливы настолько, насколько это кажется им самим.
Настоящая женщина обязана до глубокой старости оставаться обольстительной. До последнего смертного часа!
Сегодня мы слушали такую чудесную музыку. После нее нельзя говорить неправду…
Чужому успеху завидовать нельзя, он должен либо радовать, либо возмущать.
Исполнять свои желания - значит терять их. Вот почему спрячем-ка их в самый дальний карман.
Всегда и везде говори правду, и ты прослывешь остроумным человеком.
Не злой не значит добрый.