Найти в Дзене

Кирпичный стиль в архитектуре Москвы

Сегодня в Москве много стильных культурных пространств и деловых центров, расположенных на территориях бывших московских заводов и фабрик. Краснокирпичные стены давно стали привычным элементом современных помещений, творческих мастерских, лофтов и квартир, создавая особую атмосферу.

Традиционно считается, что
«архитектура красного камня» пришла к нам в XIX веке из Западной Европы, но эстетические качества кирпича использовались еще в глубокой древности, в Месопотамии, Египте и Византии.

В архитектуре второй половины XIX - начала XX веков оформилось такое течение как кирпичный стиль. Точнее, это даже не столько стиль, сколько техника отделки фасадов, когда натуральный цвет и фактура кирпича используются без последующей штукатурки или облицовки.

В Москве красный кирпич нередко использовался при строительстве театров, музеев и торговых домов, оформленных в неорусском и неоготическом стилях.

Театр Наций (бывший театр Корша). 1885. Архитектор М.Чичагов
Театр Наций (бывший театр Корша). 1885. Архитектор М.Чичагов
Театр Маяковского (бывший Театр Парадиз). 1884. Архитекторы К.Терский, Ф.Шехтель
Театр Маяковского (бывший Театр Парадиз). 1884. Архитекторы К.Терский, Ф.Шехтель
Исторический музей. 1883. Архитектор В.Шервуд
Исторический музей. 1883. Архитектор В.Шервуд

Но, наверно, свое главное выражение эта техника нашла при постройке училищ, фабричных корпусов, заводов и больниц.

Здание Электрозавода. 1915. Архитектор Г.Евланов
Здание Электрозавода. 1915. Архитектор Г.Евланов
Императорские винные склады. 1899. Архитектор А.Рооп
Императорские винные склады. 1899. Архитектор А.Рооп

Такие постройки были относительно недороги и более «неприхотливы» в условиях российского климата, поэтому быстро приобрели популярность не только в Москве, но и в провинции.

Несмотря на изначально рациональные причины использования кирпича,
краснокирпичная архитектура создала свой собственный стиль. Возводимые в центре Москвы фабрики и складские помещения не уродовали город, а выглядели интересным архитектурным комплексом.
Пространства, создаваемые зданиями торгового дома «С. Сиу и К°» (нынешний комплекс «Большевик»), Голутвинской и Даниловской мануфактур, кондитерской фабрики Эйнем и другими сегодня самые креативные, актуальные и атмосферные.
Здание фабрики Эйнем

Голутвинская мануфактура

Бизнес-квартал "Арма" на территории бывшего московского газового завода (1866-1912, архитекторы Ф.Дмитриев, Р.Бернгард, В.Шухов, А.Рооп). В очищенных от краски и грязи газгольдерах теперь офисы и творческие пространства
Бизнес-квартал "Арма" на территории бывшего московского газового завода (1866-1912, архитекторы Ф.Дмитриев, Р.Бернгард, В.Шухов, А.Рооп). В очищенных от краски и грязи газгольдерах теперь офисы и творческие пространства
Бизнес-центр "Даниловская мануфактура" на территории комплекса зданий Товарищества "Даниловской мануфактуры" (1897-1914, архитектор Б.Фрейденберг, К.Трейман, И.Кузнецов)
Бизнес-центр "Даниловская мануфактура" на территории комплекса зданий Товарищества "Даниловской мануфактуры" (1897-1914, архитектор Б.Фрейденберг, К.Трейман, И.Кузнецов)
БЦ "Фабрика Станиславского" на территории фабричных корпусов Товарищества "В.Алексеев, П.Вишняков и А.Шамшин"
БЦ "Фабрика Станиславского" на территории фабричных корпусов Товарищества "В.Алексеев, П.Вишняков и А.Шамшин"
Деловой квартал "Московский шелк" на территории Товарищества ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера (1880-1910, архитекторы Р.Клейн, В.Залесский, А.Гунст)
Деловой квартал "Московский шелк" на территории Товарищества ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера (1880-1910, архитекторы Р.Клейн, В.Залесский, А.Гунст)

И когда мы решаем оставить одну стену в квартире кирпичной, это отголоски стиля краснокирпичных фабричных пространств, которые так выигрышно и уютно смотрятся в мегаполисе.

Об архитекторах и владельцах этих зданий, историях их создания можно прочесть по #КирпичныйСтиль на канале
https://t.me/LF6qVVxGBzBhNWIy