Найти в Дзене
С Лизой интересно

Книжная полка или стихии кино Андрея Тарковского.

Я не знаю, как описать свой восторг от прочтения этой книги. Столь детально разборчивого и понятного описания фильмов Тарковского я еще не встречала. У меня всё встало по полочкам.

После данного произведения необходимо пересмотреть каждую из семи картин Андрея Арсеньевича.

Иваново детство. 1962

Андрей Рублев. 1966

Солярис. 1972

Зеркало. 1974

Сталкер. 1979

Ностальгия. 1983

Жертвоприношение. 1986

Роберт Бёрд "Андрей Тарковский: стихии кино"

Андрей Арсеньевич Тарковский, сын видного советского поэта, выбрал своим поприщем кинематограф, но никогда не мог объяснить, чем и когда кино его привлекло. Но точно знал, что отталкивало многое в фильмах того времени - блеск Голливуда и залакированные сталинские мюзиклы.

-2

Через все фильмы Тарковского проходят четыре материальные стихии: земля, вода, воздух и огонь.

Земля - это народ, родина и (в "Солярисе") родная планета. Они отсылают нас к безвозвратно ушедшим временам, но их значение может быть обновлено лишь благодаря очистительному огню.

Если брать более конкретный смысл земли - это вещественные и пространственные условия: место съемок (натура) и экран.

-3

В пространственных решениях его фильмов нет ни плена, ни освобождения, ни прометеевского героизма, ни христоподобного самопожертвования; есть лишь люди, которых тянет сквозь пространство вверх и вниз, за его пределы и обратно в самую его гущу. Киномир Тарковского повествует не об освобождении из пространства, а о его уплотнении в образе.

В фильмах Тарковского, чаще всего, пространство бывает трех видов: дом, храм и природа. Но дома поглощаются силами природы, когда их заливает дождь, съедает пламя или стирает время.

Как рассказывает Тарковский во "Времени путешествия", он тщательно избегал смотреть на Италию как турист, чей взор привлекает лишь красоты ландшафта. Наоборот, он хотел, чтобы каждый персонаж (и каждый зритель) мог создать свою Италию из безымянных руин, современных гостиниц и безличных квартир. Неудивительно поэтому, что во всем творчестве Тарковского есть лишь один общий план, дающий панорамный вид на место действия, - когда действие переходит из Тосканы в Рим в "Ностальгии". Пространство - это не открытая площадка для действия, а таинственный лабиринт, сотканный взорами и движениями персонажей. Например, в "Катке и скрипке", пока юный Саша идёт из дома на урок, он находится во власти коридоров и улиц. Открытые пространства оказываются не менее страшными, чем темный и тесный подъезд. Прямо перед ним сносят дом, открывая вид на одну из сталинский высоток и создавая головокружительную вертикаль. Лишь одна архитектурная форма свободна от клаустрофобии, так и от страха перед высотой: арка, которая характеризует Москву Тарковского ( не только в "Катке и скрипке", но и в "Андрее Рублеве" и в постановке оперы "Борис Годунов")
-4

Огонь - это стихия мысли Тарковского как убежденного иконоборца и библиомана. Его фильмы представляют ряд образов, которые делают мир зримым и в то же время затмевают его вещественную реальность произвольным и иллюзорным изображением; как иконы в "Андрее Рублеве", эти изображения должны сгореть, прежде чем стать образом.
Кадр из фильма "Жертвоприношение"
Кадр из фильма "Жертвоприношение"

-6

Вода - одна из стихий искусства, которая отражает и преломляет свет вокруг изображаемых предметов, освобождая их от обыденной функции и усиливая их визуальное восприятие.

-7
Еще задолго до начала съемок "Ностальгии" Тарковский знал, что фильм будет посвящен изучению водной стихии. "Вода является таинственной стихией, - сказал он, - каждая молекула которой очень фотогенична. Она может передавать движение и чувство изменчивости и текучести. В "Ностальгии" её будет много." В "Андрее Рублеве", "Солярисе" и "Зеркале" вода текла по предметам, а так же по самому экрану, как мембрана или даже линза, обусловливающая видение мира: "Нет ничего красивее воды. Нет ни одного явления на земле, которое получило бы своего отражения в ней". В "Сталкере" вода стоит и затягивается плесенью в лужах и бочках, уплотняя мембрану, через которую мы смотрим, придавая самой этой мембране фактуру и глубину. В "Ностальгии" вода выполняет все эти функции, но в соответствии с растущей драматичностью и психологичностью поэтики Тарковского он также репрезентует те потоки желания, даже вожделения, которым наш герой картины Андрей Горчаков.

Свой последний фильм "Жертвоприношение" Тарковский посвятил последней стихии - воздуху. В качестве ветра воздух становится неуправляемым потоком, который разрушает и человеческий порядок, и его жилище. Воздух приносит шум чаек и дальних гудков, дорисовывая голые контуры пейзажа и в то же время растворяя его в окружающем мире природы и истории.

Звуковое оформление фильма подчеркивает, что он прежде всего пытается зафиксировать невидимую атмосферу суровых ветров, захлестывающих щемлю, пронизывающих дом через открытые окна и доносящих страхи предстоящей войны.

Кадр из фильма "Жертвоприношение"
Кадр из фильма "Жертвоприношение"

Сегодня я вам рассказала лишь малую часть из книги Роберта Бёрда. Её надо читать и впитывать. Смотреть фильмы и понимать их по-новому.

Очень чувствуется помощь в написании книги моего любимого Наума Клеймана, которому она и посвящена.

Оставлю вам ссылку на моё любимое интервью с Наумом Клейманом, чтобы у вас было понимание, что это за человек.

Спасибо, что дочитали до конца. Мне это очень важно и ценно.

Подписывайтесь и оставайтесь.
С Лизой интересно