Найти тему

Первый натюрморт в мировой живописи? «Картина с фруктами» Караваджо

Микеланджело Меризи да Караваджо — итальянский художник и реформатор. Он считается основателем реализма в живописи. Но кроме того, он стал родоначальником итальянского натюрморта.

Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год, фрагмент
Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год, фрагмент

Картина Караваджо «Корзина с фруктами» считается одним из первых натюрмортов в мировой живописи. Эта работа — основная точка отсчета в становлении жанра в итальянской традиции.

Чтобы понять масштаб новаторства Караваджо надо отметить, что натюрморты в его время считались второсортным жанром. Настолько, что изначально считалось, что «Корзина с фруктами» — просто часть другой картины. Представление о том, что это полноценная самостоятельная работа просто не укладывалось в головах.

Микеланджело Меризи да Караваджо. Корзина с фруктами, около 1596 года
Микеланджело Меризи да Караваджо. Корзина с фруктами, около 1596 года

Помимо привнесения в живопись реализма и натюрморта, Караваджо считается одним из первых, кто в «Корзине с фруктами» использовал метод тромплей. Слово происходит от французского trompe-l'œil, что можно перевести как «обманчивый глаз», «обманчивая видимость». По сути это изображения, создающие иллюзию невозможного. Самый простой пример: иллюзия того, что персонаж выходит из картины, иллюзия трёхмерности чего-то неосязаемого.

-3

Вернемся к «Корзине с фруктами». Первое, что бросается в глаза, — филигранная проработка каждого предмета на полотне. Фрукты буквально ощущаются тактильно, настолько они проработаны. Художник сочетает множество разных фактур. А плоский, абсолютно ровный фон, эффектно контрастирует с объектами на первом плане, подчеркивая их объем.

-4

Симметрия в работе не соблюдена, что придает картине натуралистичности, живости. В работе нет идеализации, и даже наоборот — здесь проявляется тот самый реализм Караваджо, а также его любовь к отображению дихотомии мира, сочетания несочетаемого.

Слева мы видим пышущие фрукты, а справа — жухлые листы, тут есть и спелые плоды и фрукты с червоточинами. Во всем этом присутствует аллегория соседства и противостояния жизни и смерти, вечного и сиюминутного. Натюрморт Караваджо показывает постоянную борьбу и единство противоположностей, как и многие другие его картины.