Работать на телевидении и при этом не разбираться в жанрах телепрограмм все равно, что пытаться выращивать хризантемы посреди Сахары - в смысле, ни фига не получится.
Поэтому я, нацепив костюмчик Вандервумен, уже лечу вас спасать. И для начала давайте разберемся, что такое жанр в принципе.
Не буду вдаваться в лекторную тягомотину - простыми словами:
Жанр - это форма телепрограммы, шаблон с определенным набором признаков/элементов, по которому эта программа создается.
Пример из жизни: когда вы делаете запеканку, кексы или пирог вы используете форму для выпекания, в телике такая форма - жанр.
Разнообразие телевизионных жанров - главный атрибут разнообразия тв-проектов.
Какие жанры бывают?
В классической тележурналистики все жанры делятся на три основные группы: информационные, аналитические и художественные.
Информационные жанры
Одна из основных и, на мой взгляд, самых главных функций СМИ - функция передачи информации. То есть, первостепенная задача журналиста информировать и (добавлю) делать это оперативно, полно и объективно. О функциях журналистики мы еще поговорим - это тема отдельная. Сейчас о том, какие жанры относятся к информационным:
- информационное сообщение (он же «сюжет», а еще раньше его называли телезаметкой). Главный признак - коротко о том, что, где и когда.
- отчет. более расширенная версия заметки, уже с подробностями. При чем, здесь даже может не быть голоса корреспондента в принципе. Яркий пример - трансляция мероприятий, например, Парада Победы.
- репортаж. Главная особенность жанра - эффект присутствия. То есть, здесь задача репортера сделать так, чтобы у зрителя сложилось впечатление будто он сам находится на месте события.
- информационное интервью. Интервью, которое проводится с единственной целью - прояснить информацию по конкретному вопросу/ситуации/событию. Например, о ходе спасательной операции, количестве жертв, причинах происшествия в случае ЧП.
- монолог. Представляет собой ничто иное как выступление важной персоны, в основном представителей власти, по тв. Например, обращение президента или выступление министра.
Аналитические жанры
Если информационные жанры - это журналистика факта. То аналитические жанры - это журналистика мнения. И в этом их ключевое отличие. В аналитике есть место и исследованию, и разнообразности толкования, и авторской оценке, и прогнозам. К жанрам аналитики относят:
- комментарий. Комментирование журналистом какого-то события, факта. Здесь возможна эмоциональная подача, выражение экспертного мнения, так как комментатор, как правило, это человек, компетентный в определенной теме.
- обзор. Обозрение событий, явлений. Обозреватель отбирает и группирует факты, исследует, находит и показывает причинно-следственные связи.
- беседу. Это в прямом смысле разговор нескольких людей, в том числе ведущего. С целью услышать/высказать/разделить/обсудить мнения по какому-то вопросу. Кстати, в этом же и суть экспертного интервью - тоже жанра аналитики.
- ток-шоу. Самый молодой аналитический жанр, рожденный беседой. И родил его никто иной как Фил Донахью в 1967 году. Главное отличие ток-шоу от беседы - участие в разговоре гостей студии. Но сейчас уже, конечно, многое изменилось и жанр уже не тот… Но об этом в отдельной статье.
Художественные жанры
Журналистика образов. Здесь есть совершенно потрясающие формы произведений, например, такие как очерк, к которому можно отнести в принципе любую документалку; зарисовка - сейчас уже редко использующийся в своем классическом понимании жанр. Зарисовка - это абсолютно творческое, тематическое, изобразительное произведение. Объяснить непросто, но чтобы было понятно зарисовка - прародительница клипов и рекламы.
Ну и, конечно, король художественных жанров современного ТВ - телешоу. Очень молодая, развлекательная форма ТВ-проектов, быстро завоевавшая сердца зрителей.
Пожалуй, на этом всё. Моей целью сегодня было познакомить вас с жанрами тележурналистики, которые ложатся в основу при создании любого ТВ-проекта и во многом определяют его концепцию, а также формат. О том, что это такое и, конечно, подробнее об отдельных жанрах я буду говорить в следующих статьях.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ ВАЖНОЕ!