Найти в Дзене
ФединКА

Свела нас Россия

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) – писатель, неутомимый путешественник, заядлый охотник, исследователь русской природы и русского характера.

Еще до революции Иван Сергеевич начал писать, но судьба его складывалась самым причудливым образом. Ему пришлось плавать матросом, служить санитаром на Первой мировой, летать на первых тяжелых бомбардировщиках «Илья Муромец», пожить в Англии и Германии, побывать во многих портовых городах Европы и Африки.

После вынужденной эмиграции и возвращения в Россию в 1922 году Соколов-Микитов много путешествовал, участвовал в экспедициях в Северный Ледовитый океан, на Землю Франца-Иосифа. Опыт арктических экспедиций подарил ему богатый материал для очерков «Белые берега», повести «Спасение корабля». Многочисленным путешествиям писателя по России посвящены книги «Пути кораблей», «Летят лебеди», «Северные рассказы», «На пробужденной земле». Русский национальный талант Ивана Сергеевича ярко проявился в книгах «Детство», «Рассказы охотника», «У синего моря», «Над светлой рекой», «По лесам и полям», «На теплой земле» и др.

Соколов-Микитов был знаком со многими известными писателями – А. Ремизовым, В. Шишковым, М. Горьким, А.Н. Толстым, С. Есениным, А. Твардовским, В. Некрасовым и многими другими. Однако самым близким другом его был Константин Федин.

История дружбы И.С. Соколова-Микитова и К.А. Федина поражает не только своей поистине сказочной протяженностью – полвека! – но и предельной искренностью, духовностью, человеческим теплом и светом. Представители двух различных культур – городской и деревенской, которые в нашей истории всегда столь сложно находили точки соприкосновений, писатели были объединены болью за судьбы России и русской культуры. Начало дружбы поэтически описано Соколовым-Микитовым:

«Мы были молоды, беспечно бедны, умели мечтать и смеяться. Сердца и души еще не успели устать и остыть, хотя за нашими плечами оставался нелегкий путь, полный тревог, утрат и горьких сомнений».

Иван Сергеевич сознательно ушел от бурь XX века в «келью», «дупло» (так именовал свой деревенский дом). Ехал в гости к другу Константин Александрович (сначала один, потом с семьей, с дочкой, потом с внучкой) всегда с радостью, а воспоминания об этих встречах, ночных «бдениях» и Кочанах, в Кислове, в Карачарове оценивались позже как «незабываемое», «лучшее в жизни». Вместе охотились, а потом долгими вечерами сидели у огня, «пили мужицкий самогон, пахнувший хлебом, дымом и горелым хвостом болотного черта». Соколов-Микитов гордился тем, что сумел в чем-то самом основном переломить фединское «городское» отношение к деревне. Он сумел показать другу «деревню подлинную, о которой теперь в городах ничего не знают», дал возможность «заглянуть в самую исподь» деревенской жизни.

-2

Федин восхищался естественностью жизни Соколова-Микитова, его народностью: «какой ты, старик, русский, как ты умеешь хорошо жить». Иван Сергеевич, который был для друга образцом душевной чистоты и искренности, ценил в нем те же черты. В 1923 году в письме другу Соколов-Микитов сформулировал мудрую систему отношения к людям:

«Я вот теперь понял, как нужно делить людей – не на богатых и бедных, и даже не на умных и глупых, и даже не на талантливых и бесталантливых, а на хороших и плохих». И далее: «Ты, Костя, очень хорош, то есть прост, ты светлый, от тебя идет “человеческое тепло”».

Через много лет, в 1957 году, Соколов-Микитов писал Федину:

«Для меня всегда бесценна была твоя любовь и уже столько раз – в тяжелые минуты – поддерживала и выручала эта любовь... Думаю иногда, как это случилось, что нас, непохожих в судьбе и пути людей, соединила братская близость? Быть может, свела нас Россия, наша родная мать?»

Бесценным документом, запечатлевшим не только историю этой удивительной дружбы, но и портрет эпохи, увиденной глазами талантливых писателей, является переписка, в которой друзья почти 50 лет говорили друг с другом «из сердца и полным голосом», были безоглядно искренни, позволяя себе роскошь полной откровенности – и политической, и творческой, и личной, интимной.

Эта раритетная переписка, насчитывающая почти 500 писем, хранится в фондах Государственного музея К.А. Федина, а познакомиться с ней вы сможете, прочитав книгу «Свела нас Россия. Переписка К.А. Федина и И.С. Соколова-Микитова. 1922–1974» (М., 2008).

-3

Автор статьи: Ирина Эриковна Кабанова - заведующий отделом истории русской литературы XX века Государственного музея К.А. Федина.