Найти в Дзене

Неоготика или Москва готическая

«Готическая архитектура, та готическая архитектура, которая образовалась пред окончанием средних веков, есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека… Она обширна и возвышенна, как христианство… величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость — это такие достоинства, которых никогда кроме этого времени не вмещала в себе архитектура…»

Это выдержка из статьи «Об архитектуре нынешнего времени», написанной в 1831 году Н.В.Гоголем. Готику он ставил выше других архитектурных стилей, видя в ней свет и величие, которые уже невозможны в новое время.

Многие, наверно, согласятся, что ни один архитектурный стиль не является настолько выразительным и загадочным как готика. В России истинно готических зданий нет, эта архитектура получила развитие в средневековой Европе и до русских земель не добралась. Однако, в Москве и, особенно, в Питере много неоготических построек, возведенных в XIX – начале XX веков.

Немного истории. В XIII веке готика сильно изменила архитектурный облик Европы. Главное ноу-хау готических строи­телей - отказ от несущей стены. Устойчивость теперь обеспечивал каркас, устои которого переходили в нервюры (ребра) сводов. Сооружения уже не выглядели такими массивными, как предыдущие романские постройки. В них стало больше воздушности, меньше материальности. Устойчивость обеспечивалась системой внешних вертикальных опор (контрфорсов) и наружных каменных полуарок (аркбутанов). Продержавшись два столетия, в XV веке готика уходит с архитектурной арены, сменяясь эпохой Возрождения.

И вот XIX век – новый виток интерес к готике по всей Европе. Благодаря готическим романам (все тогда читают Вальтера Скотта, сестер Бронте, Уилки Коллинза, вспоминают Шекспира), интересу к истории Средневековья и народной эпической поэзии, поиску альтернативы классическому стилю, начинают появляться новые здания, где детали исторического готического стиля накладываются на фасад современного, часто многоэтажного здания.

«Могущественным словом Вальтер Скотта вкус к готическому распространился быстро везде и проникнул во всё…» Н.В.Гоголь
Цитирование готики в живописи и музыке XIX века
Цитирование готики в живописи и музыке XIX века
Готические романы XIX века
Готические романы XIX века

Яркие европейские примеры неоготики: Вестминстерский дворец в Лондоне и здание Венгерского парламента в Будапеште.

Вестминстерский дворец в Лондоне
Вестминстерский дворец в Лондоне
Здание Венгерского парламента в Будапеште
Здание Венгерского парламента в Будапеште

Что же происходит в России? Ее также охватывает увлечение готикой. Первые неготические сооружения мы видим уже в XVIII веке (Царицыно, Петровский путевой дворец, Храм Божией Матери в Быково), а позже неоготика приходит на городские улицы в виде роскошных особняков, доходных и торговых домов, зданий мануфактур. Иногда они строятся почти в полном соответствии с готическими принципами, иногда в духе модерна с элементами готики. Все это получает название неоготики (или псевдоготики).

Восстановленный дворцово-парковый ансамбль Царицыно. Конец XVIII века. Архитекторы В.Баженов, М.Казаков
Восстановленный дворцово-парковый ансамбль Царицыно. Конец XVIII века. Архитекторы В.Баженов, М.Казаков
Петровский путевой дворец. 1780. Архитектор М.Казаков
Петровский путевой дворец. 1780. Архитектор М.Казаков
Храм Божией Матери в Быково. 1788. Архитекторы В.Баженов (?), М.Казаков
Храм Божией Матери в Быково. 1788. Архитекторы В.Баженов (?), М.Казаков

Давайте посмотрим на отличительные элементы неоготических зданий, заимствованные из готики, которые мы, в частности, можем увидеть на московских постройках:

  • Стрельчатые окна и порталы
Городская усадьба А.Бахрушина. 1896. Архитектор К.Гиппиус
Городская усадьба А.Бахрушина. 1896. Архитектор К.Гиппиус
  • Несчастные гаргульи и химеры
Химера на особняке Зинаиды Морозовой. 1898. Архитектор Ф.Шехтель
Химера на особняке Зинаиды Морозовой. 1898. Архитектор Ф.Шехтель
  • Готические розы
ЦУМ (бывший торговый дом "Мюр и Мерелиз) и готическая роза. 1909. Архитектор Р.Клейн
ЦУМ (бывший торговый дом "Мюр и Мерелиз) и готическая роза. 1909. Архитектор Р.Клейн
  • Острые шпили-пинакли
Остроконечные пинакли на Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. 1911. Архитектор В.Богданович-Дворжецкий
Остроконечные пинакли на Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. 1911. Архитектор В.Богданович-Дворжецкий
  • Сводчатые арки
Стрельчатые арки и окна на особняке Новиковых-Свешниковой. 1907. Архитектор С.Гончаров
Стрельчатые арки и окна на особняке Новиковых-Свешниковой. 1907. Архитектор С.Гончаров
  • Витражи
Разноцветные витражи на окнах доходного дома крестьянина Фролова. 1915. Архитектор В.Мазырин
Разноцветные витражи на окнах доходного дома крестьянина Фролова. 1915. Архитектор В.Мазырин
  • Скульптуры на фасаде
Скульптура рыцаря на доходном доме Эпштейна. 1912. Архитектор В.Дубовской
Скульптура рыцаря на доходном доме Эпштейна. 1912. Архитектор В.Дубовской
  • Остроконечные крыши
Доходный дом Лебедева с остроконечным рисунком крыши. 1897. Архитектор С.Гончаров
Доходный дом Лебедева с остроконечным рисунком крыши. 1897. Архитектор С.Гончаров
  • Общая устремленность здания вверх
Доходный дом Смазина. 1903. Архитектор И.Михайловский
Доходный дом Смазина. 1903. Архитектор И.Михайловский

Известный бразильский архитектор XX века Оскар Нимейер (прожил он, кстати, 104 года) сказал: «Я ищу сюрприз в моей архитектуре. Произведение искусства должно вызывать эмоции романа.»
Мне кажется, что готика, как ни один другой стиль, способна эти эмоции вызвать.
Здесь тайн, мистики и драматизма в одном небольшом доме иногда больше, чем во дворце эпохи барокко. Недаром, именно в готическом доме жила Маргарита. И готические романы позапрошлого века продолжают экранизировать бесконечно. И даже моя старшая дочь увлеченно читает «Джейн Эйр».

Больше историй о неоготических постройках Москвы, их архитекторах и владельцев можно найти по ссылке
https://t.me/LF6qVVxGBzBhNWIy и хештегу #неоготика.