- Знали ли вы, что Лев Николаевич Толстой был не только писателем, но и прекрасным рассказчиком. Собирал и рассказывал, например, притчи. Одна из них — о русской печке, хоть и не совсем. Дословно приводить не будем, но своими словами постараемся рассказать — для полноты нашей коллекции историй о русских печках. К тому же, говорят, что притчи полезны и несут в себе много исконных смыслов.
Ах, да. Позвольте представить себя всем, с кем ещё не знакомы. С вами Захаровы — настоящие русские печники-ремесленники. В этом блоге мы собираем интересные истории о наших далёких предках — древних русичах, а также о славянах и первых русских людях. Само собой, больше всего нас интересуют быт и, собственно, русские печи. Но не только. Вообще, мы считаем, что только через интерес к корням своего рода укореняется человек на земле, где живёт. Мы ведь в точности, как могучие деревья, держащиеся за землю-матушку своими корнями.
- Впрочем, мы отвлеклись — давайте скорее возвращаться к притче Льва Николаевича о печке. Итак, жила в одном селении пожилая пара. Изба у них была преогромная, да такая же преогромная печка. Детей и внуков не было, на постой никого не пускали — так и жили вдвоём.
- Пришла зима, в доме стало холодно и мужик стал топить печку. Дров на такой большой дом уходило много — весь запас сжег ещё в декабре. Делать нечего, стал мужик потихоньку разбирать забор. Досок и столбов тоже не хватило надолго. Только вот без забора дом стал беззащитен перед ветрами, в избе стало ещё холоднее, чем раньше.
- Да ещё январь в тот год выдался морозный. Подумал мужик, погоревал, а делать нечего — решил сарай разобрать. Сарай всё равно был старым. Впрочем, и доски трухлявыми оказались. Сгорели быстро, а тепла особого не дали. Тут и жена ныть стала — холодно, мол, в доме, сил нет.
- Подумал мужик и разобрал баню. Добрая была баня — хорошо за много лет высохла. Громко трещали поленья, да тоже быстро ушли. А февраль еще не начался — только-только к морозам Крещенским дело пошло, а они на Руси всегда особенно лютыми считались.
Как бы зиму пережить мужику? Жена всё сильнее пилит, да и у самого всё давно зазвенело, особенно ночами. Делать нечего, стал мужик крышу дома разбирать, пилить стропила, колоть, да в дровник складывать. Заметил это дело сосед, да спрашивает: «Что же ты, мужик, дом-то разбираешь! Тебе печку бы поменьше сложить, вам с супружницей бы и тепла хватило, и дрова бы дольше сохранялись».
Посмеялся над ним мужик. Большому дому — большая печь. Прогнал соседа, посетовав, что не повезло ему с печкой просто. И в самом деле, всем в деревне до весны дров хватает, а у него, бедолаги, ушли все, когда морозы не стукнули ещё.
В общем, сжег мужик в печке весь свой дом огромный, а когда на улице с женой оказался — так к соседу на постой и попросился. А тот пустил. Изба небольшая у него была, да печка-буржуйка. С женой, да тремя детушками в двух комнатах теснились, а гостям рады были — накормили, напоили, для отдыха место определили.
Вот такая притча, друзья.
- Как вы и сами знаете, притча — это ведь не басня. В ней морали не указывается. Самим всё нужно додумывать. Вот и напишите в комментариях, что к чему, да в чём смысл этой притчи. Напомню, не простая она, а Львом Николаевичем Толстым рассказана. В комментариях напишите — что думаете о том мужике.
- Расспросите своих предков — бабушек, дедушек, родителей, а может и просто соседей — что они помнят о старом быте русских. Нам интересна каждая мелочь, ведь из них мы собираем свою импровизированную энциклопедию русской жизни. Присоединяйтесь! Это очень интересно.
Ну а мы прощаемся с вами до новых встреч.
Подписывайтесь на наш канал, где мы публикуем интересные факты о жизни русичей — наших далеких предков, от которых история народа нашего тянется, а значит и каждого и нас с вами.
За корни свои, как деревца могучие, держаться будем, да землю нашу так от врагов убережем — никому не отдадим.