Найти в Дзене
СНЕГИРЬ

Рысь - тотемное животное русских князей и... Руси? Славянские обереги "коньки" - это изображения рысей?

Оглавление

Для наших предков рысь была олицетворением ловкости, силы, ума, выдержки и храбрости. Отдельной темой идет связь этой большой кошки с темой защиты и охранения.

Встретить рысь считалось доброй приметой, сулящей удачу. Также в некоторых регионах верили, что при поиске места для строительства дома стоит выбирать то, на которое указала рысь — то есть то, где ее увидели.

Согласно некоторым данным рысь могла быть как-то связана с богиней Макошью, которая покровительствовала женщинам, оберегала домашний очаг. По другой версии — ее образ использовался в боевой обережной символике славян и соотносился с богом воином Перуном и его супругой Додолой.

Интересно, что и в скандинавской мифологии рысь — особое животное, спутник богини любви, плодородия, войны и деторождения Фрейи. По легендам рыси были запряжены в колесницу богини и именной на ней она увозила в Вальгаллу убитых героев — опять же здесь мы видим пересечение темы материнства и воинских дел.

Вероятно, такая связь образа рыси с богиней-Матерью идет от того, что сама рысь — заботливая, добрая и отважная мать, способная на все ради своих детенышей. После рождения она долго их опекает и хотя в целом к году они становятся самостоятельными, дети могут оставаться с матерью вплоть до 2,5 лет — причем она сама решает как долго будет длиться их детство. Интересно и то, что у рысей нет никакой иерархии — как например у волков, то есть все члены семьи равноценны и никто не должен что-либо доказывать сородичам и как-то дополнительно самоутверждаться.

Виктор Корольков, Арысь-поле
Виктор Корольков, Арысь-поле

Самоотверженность матери-рыси нашла отражение и в русских сказках, наиболее ярко это иллюстрирует „Арысь-поле“ (№ 266, Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т) В этой сказке злая мачеха невзлюбившая свою падчерицу продолжает вредить той даже после того как она вышла замуж и родила сына. Мачеха обратила падчерицу в рысь и прогнала в лес, а своей собственной дочери придала облик падчерицы и отвела окружающим глаза так, чтобы никто — даже муж, не заподозрил подмены. Под угрозой оказывается жизнь новорожденного сына — ненастоящая мать к нему не подходит, не кормит его — того и гляди он погибнет. Старая няня/мамка понимает, что-то здесь неладно и периодически начинает уносить ребенка в лес, где зовет его настоящую мать:

Арысь-поле! Дитя кричит,
Дитя кричит, пить-есть хочет.
Арысь-поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмёт мальчика, накормит; после наденет опять шкурку и уйдёт в лес.

В конце концов муж также замечает странное, отправляется за няней в лес, узнает правду, сжигает рысью шкуру и возвращает себе настоящую жену.
Согласно некоторым данным, которые впрочем трудно проверить, хвосты рысей прикрепляли к своим головным уборам легендарные девы-воительницы амазонки, а на древних славянских капищах всегда присутствовал череп рыси (среди 8 ключевых тотемных животных черепов) — как оберег семьи, лада и семейного благополучия. Также есть свидетельства, что обереги из клыков и когтей рысей были распространены среди девушек и молодых женщин — люди верили, что они защищают своих носительниц, помогают им в любовных делах и приносят удачу.

Происхождение названия

„Рысь“ — это одно из немногих названий животный, которые относят по происхождению к исконно-славянским. Считается, что оно происходит от прилагательного rysъ („рыжий“) и дано этому зверю из-за его окраса.

Согласно некоторым теориям слова Русь и Рысь — взаимозаменяемы и родственны, то есть, возможно, название нашей страны в древности трактовалось как „земля рысичей“, а рысь являлась главным тотемным животным.

Тотемное животное

С одной стороны, этнографы находят не так уж много свидетельств связанных с культом рыси, но с другой стороны вполне можно предположить, что это был тотемный зверь высшего порядка — для князей, либо волхвов. В пользу этого говорит то, что русские князья очень любили использовать образ рыси в своих гербах. Также традиционный красный/багряный/рыжий цвет княжеского плаща может быть некой отсылкой к образу рыси — другого „красно-рыжего“ животного в наших лесах просто нет.

-3

Приметы, сказки, символы

Более того, само название „рысь“ табуировано — чаще всего в летописях используется не оно, а „лютый зверь“, что уже явно указывает на то, что наши предки считали этого хищника священным и совершенно особенным — его „настоящее“ имя не должно упоминаться всуе. Так, например, „лютый зверь“ есть в одном из сказаний Владимира Мономаха: рысь прыгнула ему на седло.

Аналогичные примеры табуированных названий в русском языке: „медведь“ — это также не настоящее название, а указание („ведающий мед“), настоящее же скорее всего связано с корнем „бер-берн“ (как в слове „берлога“), „серый“ — для волка.

У народов Алтая название рыси также табуировано — вместо него используется заменяющие его слова „Абай“, „Абага“, которые используют, чтобы не разозлить Дух Рыси. В преданиях ойрот-алтайцев рысь вообще является одним из священных животных Алтая — именно к нему обращаются охотники, когда просят о хорошей добыче.

Северные народы — эвенки, юкагиры, чукчи, коряки — нередко используют образ рыси в шаманских практиках. Избранный человек как бы перевоплощается в рысь, чтобы защитить своих соплеменников от болезней, злых духов или напастей. То есть и у них рысь воспринимают как защитника или хранителя.

Наконец, некоторые летописи XII–XIII прямо указывают на то, что и славяне поклонялись рыси, выделяя именно ее из перечня всех других животных:

„…кои (=язычники) рыси и прочему зверям да древесам жряху и за богов их чтяше“.
Обереги-коньки. XI–XII века. См. два левых оберега.
Обереги-коньки. XI–XII века. См. два левых оберега.

Но в таком случае должны были бы сохраниться многочисленные амулеты, связанные с рысью, а где же они? Один из самых распространенных русских оберегов — это разнообразные подвески-„коньки“, которые находят буквально тысячами повсеместно. И есть версия, что на этом характерном обереге изображен вовсе не конь (или не только он)…а рысь.

  • в пользу этого говорит отсутствие копыт;
  • подчеркнутые „ушки“ вполне могут трактоваться не как уши коня, а как кисточки на ушах рыси;
  • и, наконец, на таких фигурках очень часто встречаются многочисленные круглые отверстия, которые обычно трактуются как солярные знаки, однако, одновременно могут представлять собой отсылку к пятнам на шкуре рыси (что не отменяет и солярного смысла тоже).

Возможно, почитание рыси связано с тем, что славяне в принципе наделяли представителей кошачьих способностью ходить между мирами. Читать подробнее про образ кошки у славян. Но если „обычная“ кошка может просто пересекать грань иномирья, то у рыси к этому добавляется ее сила, мощь и скорость, то есть энергия настоящего воина. Есть свидетельства, что в случае опасности рысь готова сражаться даже с медведем, превосходящим ее по размеру в разы. С другой стороны — частично „древесный“ образ жизни рыси, как бы делает подвластным ей еще и стихию воздуха. Получается, что в лице рыси мы имеем храброго отважного воителя, способного перемещаться по всем плоскостям как нашего мира, так и других — высших и низших. Так можно ли найти более мистическое, удивительное и необычное существо, которое лучше бы подходило на роль тотема-оберега?

В предыдущих статьям мы неоднократно писали о прямой связи славян со скифами— вплоть до XIX века это считалось непреложным фактом, а во многих исторических книгах („Сказание о Словене и Русе“, учебник Дильтея, „История Российская от древнейших времен“ князя М.Щербатова) отсчет русской истории начинается с истории скифской с указанием того, что на определенном этапе (после переселения в более северные земли) тех же скифов стали именовать славянами. Интересно, что и здесь есть интересные пересечения с темой рыси: так в греческом мифе о Деметре и Триптолеме, научивших скифов земледелию, говорится о том, что скифский царь Линх (кстати, Lynx — означает „рысь“ в большинстве европейских языков) захотел присвоить себе эту заслугу, за что и был превращен Деметрой в рысь. Возможно, здесь зафиксировано некое разделение скифов на пахарей и охотников, а может — и тот самый момент с которого часть скифов стала именоваться „рысичами“.

Триптолем получает дар зерна от Деметры и Персефоны, около 500 — 480 до н. э.
Триптолем получает дар зерна от Деметры и Персефоны, около 500 — 480 до н. э.

Рысь на гербах

На множестве стягов, гербов и знамен русских князей была изображена рысь. В описании она обычно обозначена как „лютый зверь“, что в геральдике соотносится с понятиями прозорливости, ловкости и способности к предвидению.

Наиболее известен герб Пскова „с лютым зверем“. С 1781 г. он стал трактоваться как „барс“, а споры о том какая именно кошка была изображена там изначально идут по сей день. Противники указывают на то, что зверь длиннохвостый и полосатый. Однако, древние изображения были достаточно схематичны, и в старых гербах не существует явных визуальных отличий между рысью, пантерой, барсом или гепардом в принципе.

Однако, барсов в наших краях не водится, а на царской печати Ивана Грозного в пояснении к Пскову как раз значится „рысь бегущая“. Так что скорее всего главный символ Пскова изначально все же был рысью, а не барсом.

Псковский герб, Царский титулярник 1672 г.
Псковский герб, Царский титулярник 1672 г.

В России есть и множество других гербов районов, городов и поселений с изображением рыси. Вот некоторые из них:

Гербы разных российских городов с рысями
Гербы разных российских городов с рысями

Рысь в книгах и фильмах

Рысь является героем множества рассказов Виталия Валентиновича Бианки, неоднократно упоминается в книге В. К. Арсеньева „Дерсу-Узала“. Есть эпизоды связанные с рысью в „Охотничьих заметках“ И.Тургенева, в книге „Тайная жизнь животных“ В.Орлова, „Охота на уток“ А.Чехова, „Записки о животных“ К.Паустовского, „Хроники запасного офицера“ С.Довлатова, „Зоопарк“ Е.Леонова, „В горах“ А.Куприна.

„На мгновение мелькнула рысь, пересекая дорогу, кинула на меня быстрый взгляд и исчезла в кустах“. (И.Тургенев „Охотничьи заметки“).
„Рысь — один из тех зверей, которые прячутся и наблюдают, а когда придет время, беззвучно выскакивают на добычу“ (А.Куприн, „В горах“).
„Когда рысь проплывает мимо, на мгновение наступает неподвижность, а потом в душе начинается восторг“ (Е.Леонов, „Зоопарк“).
Плакат к фильму „Рысь возвращается“
Плакат к фильму „Рысь возвращается“

В советские годы по мотивам повести Бианки „Мурзук“ был снят любимый миллионами фильм-тетралогия о ручной рыси по кличке Кунак, показывающий красоту леса и его обитателей и рассказывающий о борьбе принципиального лесника с браконьерами:

  • Тропой бескорыстной любви (1971 г.)
  • Рысь выходит на тропу (1982 г.)
  • Рысь возвращается (1986 г.)
  • Рысь идет по следу (1994 г.)

Можно ли встретить рысь в дикой природе и где?

-9

На территории России проживает только один представитель этого вида — рысь обыкновенная или евразийская (Lynx Lynx) — он в свою очередь делится на несколько подвидов, которые незначительно отличаются внешне. Сколько точно рысей живет в нашей стране неизвестно — оценки разнятся от 12 до 30 тыс. особей.

Вид считается редким и уязвимым и внесен в различные конвенции о защите флоры и фауны. Однако в Красной книге на федеральном уровне не числится. При этом вид внесен в Красные книги отдельных регионов — например, в Красную книгу Москвы.

Рыси могут жить в лесотундрах, тайге, в горах. Больше всего любят темные хвойные леса. Почти 90% российской популяции рыси проживает в Сибири — Якутия, Красноярский край, Томская и Иркутская области. Впрочем, единичные особы встречаются повсеместно — от западных границ до Камчатки и Сахалина, от Заполярье до Кавказа.

-10

Около 400 особей обитает в соседней Беларуси, причем большая часть в Витебской области (на границе с Россией) и Беловежской пуще. Около 2–3 тыс. рысей обитает на Карпатах.

Шансы встретить эту кошку в дикой природе крайне малы, так как у нее невероятно тонкий слух и она предпочитает избегать встреч с человеком. Его приближение чуткий зверь непременно услышит за несколько сотен метров.

Наибольшая вероятность повстречать рысь будет в заповедниках и природоохранных зонах, где она находится под особой охраной. Восстановлением популяций рыси занимаются:

  • „Саяно-Шушенский“ заповедник (Красноярский край);
  • „Хакасский“ заповедник» (Республика Хакасия);
  • «Позарым» (Республика Хакасия);
  • «Дальневосточный» заповедник (Приморский край);
  • Заповедник «Быстрицкий» (Хабаровский край);
  • Заповедник «Орловский» (Орловская обл.);
  • «Кедровая падь» (Красноярский край)
-11

А мы заканчиваем наш краткий обзор про рысь — вопросов осталось больше чем ответов. Парадоксально, но этот зверь оказался одновременно и близким и каким-то очень далеким — он населяет все регионы нашей страны, но встретиться с ним практически невозможно. Он упоминается и здесь и там, и, кажется, имел очень важное значение в прошлом, однако, и этот след остается каким-то призрачно-неуловимым, едва заметным. Словно мы и в самом деле пытаемся отыскать некое мистическое существо, гуляющее между мирами…

*************************************

Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями

О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?

Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":

Летописи сохранили реальные упоминания о крокодилах и ящерах на Руси. О ком идет речь?

Ворон - самая многогранная и противоречивая птица русского фольклора

Кошка - древняя душа. Что знали о них наши далекие предки?

Почему в русских сказках и присказках нет лося? Сакральное животное древних славян

На пограничье между жизнью и смертью: щука в фольклоре - кто она?

Когда ложится в берлогу медведь и какие народные поверья с этим связаны

***************************

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень помогает его развитию!

Дзен

VK

Telegram

You tube

Сайт журнала "СНЕГИРЬ"