Найти в Дзене
Великий Болгар

Сначала боялись, потом лечились. История татарской чайной церемонии

Гостеприимство всегда было отличительной чертой татарского народа. И на первом месте была традиция пить чай. Но немногие знают, что было время, когда татары боялись(!) чаепития. Об этом и о том, как все-же татары решили распробовать этот напиток рассказал кандидат исторических наук Руслан Бушков.

В недавнем времени чай заваривали намного гуще, чем сейчас, также добавляя туда молоко или пастилу и прикусывая сахаром или медом. По признанию известного художника и писателя Эдварда Турнерелли, чай в Казани был вкуснейший, который ему доводилось попробовать. В Европе такого чая Турнерелли не встречал нигде. Дело происходило в 19-м веке.

Многие знают такое словосочетание в татарском языке как «чэйгэ чакыру», т.е. приглашение на чай. Это выражение стало обиходным у казанских татар еще в 18-м веке. Было неважно, в какое время мог прийти гость - чаепитие было обязательным! Так и ходили друг к другу "почаевничать", особенно это дело любили женщины. Из-за этого даже возникла такая поговорка - "Как начала пить чай, так и пряжу позабыла"...

Татарское словосочетание «чэйгэ чакыру» — «пригласить на чай» - вошло в обиход казанских татар еще с середины XVIII века. Приход гостя обязательно сопровождался чаепитием вне зависимости от времени дня.  Некоторые женщины настолько любили ходить в гости почаевничать, что появилась поговорка «Научилась пить чай — позабыла пряжу».

Русское население, жившее в Казани, пило такой напиток, называвшееся "узвар". Изготавливался он путем смешения сушеных ягод и фруктов, после чего томился в тепле. Татарское население предпочитало обычное молоко, как в горячем, так и в холодном виде, ну и конечно различные молочные напитки, например айран или катык.

В краю татар о чае стало известно довольно раньше, чем, например, в остальной территории, где сейчас находится современная Россия. Причина кроется в том, что, участвуя в дипломатических и торговых делах, татарм приходилось много путешествовать, поэтому традицию с востока пить чай они узнали довольно рано. К тому же, татарский язык был тем самым языком дипломатии с восточными странами.

Когда эта восточная традиция была привезена татарами в свои края, местное население восприняло этот напиток с большой опаской. Но это было недолго, вскоре чай настолько полюбился народу, что его даже принимать в качестве лекарств.

Но все же чай поначалу был довольно дорогим удовольствием, поэтому пили его чаще по праздникам, тем самым чай почитался еще ценнее. Его стали восхвалять в стихах, песнях и баитах. А поэт Габдрахим утыз-Имяни аль-Булгари (1754–1834 гг.): даже сочинил «Хвалебный стих чаю со сливками».

Чай желаете пить – возьмите
Воду из озера Каусар.
Как румянец прекрасной девы
Цвет его нежен и ал.
Вкус – несравненный, его не отыщешь
И в самых богатых садах.
Тот, кто не пробовал – жизнью обижен,
Будь повелитель он Рума, будь падишах.

Вскоре, к 19 веку нельзя уже было даже представить любой праздник без чая, настолько прочно вошло это в быт татар. А уж свадьбы тем более сопровождались чаем, в такие моменты готовили только самые вкусные и ароматные чаи.

Если позволяли финансовые возможности, то любой горожанин старался обязательно приобрести самовар, а также различные чайные приборы. Выпускались даже специальные наборы для чая именно для татар. В память о Китае, откуда чай попал к ним чашки называли "чынаяк".

Также подавались к столу чайные ложки. Молоко подается большей частью в чашке типа полоскательной. Чай обычно наливает хозяин и, спросив о согласии, сам же наливает молока. Чай заваривается очень крепкий, и его держат все время над самоваром. Татары ставят чайник прямо на трубу. Поэтому употребляются и чайники, приспособленные именно для такого стояния на самоваре. Самовары бывают у всех, и продажа самовара считается признаком величайшей бедности, так как у бедняков все приемы пищи производятся с чаем».

Заметим, используемые в казанских трактирах граненые стаканы среди татар не получили распространения.

Пили казанские татары чай с медом, молоком, курагой, черносливом, пастилой, а также различными кушаньями, составившими целый набор «чэй ашлары» (блюда к чаю). А в русских семьях предпочитали чай с вареньем.

«Во время больших праздников порядок принятия пищи нарушался. Даже в среде обеспеченных семей ели весь день с гостями, так что самовар и праздничная еда не сходили со стола», - отмечал в XIX веке первый «бытописатель» татар – Карл Фукс.

Торговать чаем в Москве и Казани стали лишь в 70-е годы XVII века. Его везли на верблюдах и лошадях через Монголию. Путь далёкий – 11 тысяч вёрст, и долгий – чуть ли не целый год. Упаковывался чай в деревянные ящики, выложенные изнутри оловянными ли­стами, а снаружи покрытые плотным слоем лака. Ящик «наряжали» в три рубашки: обклеивали плотной бумагой, оплетали бам­буком, обшивали шкурами. Места швов перекрывались для полной герметичности дважды, чтобы чаю нипочём был и дождь, и зной, и холод.

Привозился чай в основном из Кяхты – пограничного российского городка на границе с Китаем, куда он поставлялся китайскими чаеторговцами. Торговля вплоть до конца XIX века была меновой: русские купцы меняли чай на сукно и сафьян, меха соболей, горностая, кожу.

«На двух заводах Юнусова, на двух Апанаева и на заводе Усманова выделяются ежегодно до 15 0000 козлов, посылаемых в Кяхту», – отмечал Карл Фукс в книге «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях».

Его «знакомый татарский мещанин» по всей губернии скупал «меха беличьи, горностаичьи, норковые и других малых зверьков, кои в великом множе­стве отправлялись в Кяхту».

Драгоценный товар через Сибирь попадал на Мензелинский рынок, один из крупнейших  во всем регионе, и уже оттуда – в Казань и на знаменитую Нижегородскую ярмарку. Москва в маршруте появлялась только потом. Неудивительно, что казанцы были избалованы хорошим чаем. Более того, город называли чайной Меккой России. В определенном смысле так и было. Жители татарских слобод  предпочитали покупать чай на Сенном базаре и Гостином дворе, где он являлся одним из ходовых товаров.

Так как город обычно перенимал новшества первым, в деревню этот напиток пришел позже. В татарской деревне получил распространение плиточный «такта чай».

Его пили очень крепким и с молоком, чтобы смягчить горьковатый привкус. По приятному кремовому цвету он напоминал катык, столь любимый татарами. Может быть, именно такое употребление «такта чая» и дало начало традиции употреблять напиток с молоком. Только когда пьют чай по-татарски, молоко добавляется в чай.

В татарских деревнях получил распространение «алма чай» – с  сушеными яблоками, с душицей «матрюшкэ», мятой и мелиссой. Иногда чай заменялся суррогатами из сушеной малины, смородиновых листьев.

Кстати, сейчас в Казани демонстрируют туристам  не только китайскую чайную церемонию, но и татарскую.  Но ее только предстоит разработать в соответствие с народными традициями.