Найти тему
Крымская газета

Карусели страха: насколько безопасны аттракционы в крымских парках

Фото: Наталья Сомова
Фото: Наталья Сомова

БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СТРАШНЕЕ

Любой аттракцион несёт угрозу жизни и здоровью посетителей. Здесь ГОСТы не бывают рекомендательного характера, они обязательны к выполнению. Тем не менее специалисты продолжают выявлять случаи эксплуатации аттракционов, не прошедших госрегистрацию и не соответствующих требованиям безопасности.

Хотя Инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым не выходит в самостоятельные регулярные рейды, сотрудники ведомства выезжают вместе с работниками прокуратуры или Следственного комитета в качестве привлечённых специалистов.

За оказание услуг ненадлежащего качества предпринимателям грозит наказание вплоть до конфискации имущества, рассказывает начальник Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым, главный государственный инженер-инспектор Республики Крым Алексей Игнатенко. Так, в прошлом году было изъято и передано на хранение несколько надувных горок в Саках. Владелец не был зарегистрирован и не соблюдал ГОСТы по содержанию аттракциона.

НАЧИНАЯ С ХОЛОСТОГО ПУСКА

Соотношение частных и муниципальных аттракционов – 6:4. Новые бюджетные аттракционы не появляются. Тем временем частники проворнее и более заинтересованы в установке новых качественных аттракционов, которые гарантированно принесут прибыль. Получить разрешение не так уж сложно: если предприниматель хочет разместить аттракцион на муниципальном земельном участке, он заявляет о желании участвовать в конкурсе, регистрируется в Гостехнадзоре, предоставляет пакет документов и набирает обученный персонал. Оператор аттракциона начинает рабочий день с нулевого пуска. Неисправности, потёртости и скрипы в механике во многих случаях можно определить на слух. Некоторые аттракционы требуют ежедневной подтяжки узлов или креплений.

Есть и ещё один метод проверки исправности каруселей: с помощью мешков с песком. Этим занимаются независимые экспертные организации перед открытием аттракциона и выдачей регистрации. На каждое сиденье кладут мешки весом от 30 кг и проводят испытания с грузом.

Кроме того, раз в год предприниматель должен получать экспертное заключение об исправности аттракциона.

ЧТО СКРЫВАЕТСЯ В КОДЕ

Определить аварийность механизма на глазок обыватель не сможет. Для решения проблемы постановили обязать предпринимателей размещать на каждом аттракционе табличку с регистрационным знаком, порядковым номером и QR-кодом, через который посетители могут
узнать информацию о его состоянии. Задумка хорошая, если бы не одно но: зачастую ссылка в QR-коде выводит на онлайн-страницу Минсельхоза Крыма, на которой не отображается информация о состоянии аттракциона.

– В начале июня мы внедрим свои QR-коды, которые будут переводить на сайт инспекции. Родители смогут увидеть, приостановлена ли работа того или иного аттракциона. Там же, воспользовавшись специальной формой, они смогут сообщить нам о нарушении, – рассказывает Алексей Игнатенко.

РИСК ОСТАЁТСЯ

Казалось бы, проверки проводятся достаточно часто. Но гарантирует ли это безопасность?

Алексей Игнатенко отмечает:

– Кроме недобросовестного выполнения оператором требований, есть множество внешних факторов, вплоть до того, что ночью мог пройти град и нанести урон пульту. Взять хотя бы аварию на аттракционе в Оренбурге (в парке «Оренпарк» 6 мая во время катания упали кабинки с людьми, пострадали 19 человек. – Ред.). Изучая эту историю, я заметил, что технологический люк вверху козырька был открыт, то есть его не закрыли перед эксплуатацией аттракциона. Кроме того, выяснилось, что эксплуатант получил определённую часть пакета документов, но не был зарегистрирован в Гостехнадзоре. Конечно, такие нарушения выявляются, но не сразу.

НЕУЛОВИМЫЕ «КОЧЕВНИКИ»

В сезон появляется множество «кочевников» – так в надзорном органе называют недобросовестных предпринимателей, которые привозят списанные аттракционы из других регионов и уезжают восвояси, прежде чем их деятельностью начинают интересоваться проверяющие. Защититься от них достаточно сложно: расслабившись во время отдыха, редкий посетитель будет запрашивать у оператора аттракциона документы.

– Многое зависит от площадки для монтажа аттракциона, которая должна быть ровной. Часто изъяны площадки скрываются под навесом. В таком случае при вращении аттракцион будет расшатываться, – отмечает Алексей Игнатенко. – Во избежание таких казусов мы выходим на осмотр перед тем, как выдать документы на регистрацию. Мы можем не согласиться с актом оценки технического состояния, заметив критичные параметры, о которых эксперт умолчал в документе (ржавчина, сколы, заострения, которые могут травмировать, порванные ремни). Поэтому статистически у нас мало регистраций, больше отказов. Визуальное выявление изъянов отработано до мелочей, вплоть до диаметра и высоты ограды батута или сохранения формы грунта. Пусть в Крыму останется всего три работающих аттракциона, но они не станут причиной трагедии.

СТАРОЕ НЕ ЗНАЧИТ ПЛОХОЕ?

Многих посетителей беспокоит, что большую часть аттракционов составляют карусели со времён СССР. По словам Алексея Игнатенко, они ничем не уступают новым китайским аналогам, а может, даже превосходят их в надёжности. Если аттракцион израсходовал свой ресурс по времени, но физически не изношен и отвечает требованиям технической безопасности, эксперты продлевают срок эксплуатации.

В Крыму немало турецких, итальянских и канадских горок. Итальянские представляются наиболее качественными и долговечными, их ход более плавный. Но у всего есть свой срок. Поставщики не против продавать для аттракционов новые комплектующие, которые нельзя заменить отечественными, но поиск окольных путей в условиях санкций невыгоден для обеих сторон. Если исчерпается запас, аттракционы либо будут по-честному приостанавливаться, либо продолжат нелегально работать до первой проверки.

Диана МАСЛОВА

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц