Городские кроссоверы с "внедорожным характером" востребованы как никогда, однако, вряд ли какая-либо другая категория автомобилей вызывает столько же споров. Большие автомобили популярны в народе, потому что они дают больше простора, безопасности и лучший обзор. Критики же считают их слишком опасными, слишком прожорливыми и слишком дорогими.
Дискуссия о SUV в городах стала особенно эмоциональной в сентябре 2019 года. Тогда в Берлине внедорожник на большой скорости выехал на тротуар и задавил четырех пешеходов. Все сразу позабыли о том, что направил машину туда человек и набросились на железо. Всерьез начали обсуждать, не следует ли запретить SUV в городах. Но действительно ли эта категория автомобилей представляет повышенную опасность? В чем правда?
Одно можно сказать наверняка: кроссоверы – один из самых быстрорастущих классов авто. Если раньше основным бизнесом многих автопроизводителей были малолитражки, то сегодня больше денег можно заработать в классе люкс или как раз на SUV. Не случайно в Европе они составляют уже почти 40 % всех выпускаемых автомобилей.
Внедорожники более выгодны, чем сопоставимые с ними седаны или хэтчбеки.
С другой стороны, SUV завоевывают все больше покупателей. Согласно исследованию 2019 года, проведенному нюрнбергской компанией Puls, занимающейся изучением рынка, существует множество мотивов покупки внедорожников: покупатели ассоциируют их с высокими стандартами безопасности, современными технологиями управления, символизмом статуса, удовольствием от вождения, привлекательным дизайном и высокой остаточной стоимостью. Ford же еще в 2016 году проанализировал, кто в первую очередь покупает внедорожники. Растущий спрос приписывается миллениалам (17 – 34 года), матерям и «пятидесятникам» (50+). Для матерей внедорожник - это стильный и безопасный семейный автомобиль, миллениалы описывают внедорожники как "привлекательный выбор", а старшее поколение ценит в них более высокую посадку сидений.
С другой стороны, однако, SUV критикуют за то, что они создают ряд проблем: большую занимаемую площадь, повышенную опасность для других участников дорожного движения, а также плохие климатические и экологические показатели. Что ж, пойдем по порядку.
1. Внедорожники негабаритны
В переполненных городских центрах, где и так слишком мало места для всех видов транспорта, внедорожники увеличивают тесноту. Уже обсуждают повышение для них тарифов за парковку. И в самом деле, по данным французской консалтинговой компании Inovev, европейские автомобили становятся все больше и тяжелее. В среднем они сейчас на 7 см выше, на 10 см шире и на 20 см длиннее, чем в 2000 году, говорится в сообщении.
2. Вопрос о том, являются ли внедорожники более опасными для пешеходов, чем, например, небольшие автомобили, должен рассматриваться дифференцированно. Наезды внедорожников не обязательно являются более опасными для пешеходов. "Решающим фактором для выживания или тяжести травм является точка, в которой автомобиль наезжает на пешехода, а также скорость удара", – считает Зигфрид Брокманн, автор исследования несчастных случаев. А вот при ДТП с участием двух автомобилей нельзя пренебрегать массой транспортных средств: если автомобиль с большей массой сталкивается с меньшим, то меньший автомобиль оказывается в невыгодном положении, утверждают специалисты. Это также подтверждается исследованием, проведенным в США в 2014 году: вероятность гибели водителя и пассажиров в аварии с другим авто увеличивается на 12 % на каждые 500 кг разницы в массе между автомобилями. Согласно другому исследованию, проведенному в США в 2021 году, если бы американцы, пересевшие на внедорожники за последние 20 лет, остались бы с более компактными автомобилями, можно было бы избежать более 1 000 смертельных исходов ДТП с участием пешеходов.
Если посмотреть на результаты других исследований, то они отчасти противоречат друг другу, что может быть связано с различным определением понятия "внедорожник", а также с особенностями проведения испытаний и т.д. На основании тестов, проведенных в 2019 году, ADAC делает вывод, что "внедорожники не более безопасны, но и не менее безопасны, чем стандартные модели". Об этом свидетельствуют и крэш-тесты Euro NCAP. Всё зависит от дизайна передней части: более высокий передок может быть даже выгоден, если он предотвращает попадание головы пешехода в жесткие А-стойки или рамку лобового стекла в случае столкновения, считает ADAC.
3. Внедорожники вредны для климата.
В самом деле, SUV обычно тяжелее и менее аэродинамичны, чем аналогичные небольшие автомобили, что неизбежно означает увеличение расхода топлива и, соответственно, выбросов CO2. По данным Inovev, средний вес внедорожников в Европе увеличился на 20%. А особенно тех, что «на батарейках». Например, Mercedes-Benz EQS имеет снаряженную массу 2,7 – 2,8 т, VW ID.4 GTX весит около 2,2 т, а роскошный BMW X7 – от 2,4 до 2,7 т в зависимости от комплектации. По данным ADAC, SUV практически всегда тяжелее, чем сопоставимый седан или хэтчбек в том же сегменте. "Большое поперечное сечение и больший вес внедорожника негативно влияют на расход и, следовательно, на выбросы CO2. Если же добавить полный привод, то увеличение расхода топлива может достигать трети. Это относится и к электромобилям", - отмечает ADAC.
Согласно исследованию Международного энергетического агентства (IEA), 330 миллионов внедорожников, которые в настоящее время эксплуатируются по всему миру, выбрасывают в атмосферу почти миллиард тонн CO2 в год и потребляют примерно на 20% больше топлива, чем среднеразмерные автомобили. А поскольку все больше и больше SUV становятся электрическими, им также требуются более ёмкие аккумуляторы, чем автомобилям меньшего размера, поэтому растущий рынок электрических внедорожников оказывает дополнительное давление на цепочки поставок аккумуляторов и еще больше увеличивает спрос на основные материалы для аккумуляторов, заявили в МЭА.
А ещё большие автомобили имеют более высокий износ шин из-за своей массы и более широкопрофильной резины, выбрасывая больше микропластика в окружающую среду. И чем тяжелее автомобиль, тем больше он повреждает дороги.
Чтобы сделать автомобили легче, американо-канадские ученые в статье в журнале Nature советуют повысить налоги на тяжелые авто, чтобы создать стимулы для покупки более легких, сделать батареи меньше и легче, а также уменьшить вес.
Так есть ли будущее у внедорожников?
Генеральный директор Citroën Венсан Кобе, например, уверен, что нет, как он объяснил в интервью Autoexpress в январе. Он обосновывает это распространением электромобилей, которые должны уменьшить количество внедорожников в пользу более компактных автомобилей с лучшей аэродинамикой. По мнению Кобе, внедорожники несовместимы с электрическим будущим.
Однако, в конечном итоге, речь идет о другом: "проекция ненависти к автомобилям на внедорожники" – это отвлечение от реальной сути проблемы, как отмечает один из авторов издания Шпрингер Лучак. "Цель должна заключаться в том, чтобы каждый выбирал наиболее экономичное транспортное средство для своих потребностей в передвижении. В конечном счете, это вопрос соизмерения климатической чистоты и удовлетворения своих потребностей в передвижении как можно более комфортно и дешево. И здесь использование VW Golf, когда VW Polo справился бы с этой задачей не хуже, так же неоправданно вредит климату, как и использование внедорожника вместо сопоставимого обычного автомобиля", – говорит он. И резюмирует: "На самом деле, производители должны изменить предлагаемый модельный ряд в сторону более экономичных моделей, т. е., строить меньше внедорожников, больше компактных моделей со значительно меньшей мощностью двигателя, с более узкими шинами, более длинными передаточными числами и другими изменениями, снижающими выбросы".
А что думаете ВЫ?