Найти в Дзене
Образы архитектуры

Покрова на Нерли и палаты князя Андрея Боголюбского. Средневековая архитектура Владимирской области

Оглавление

Когда речь идет о средневековье, воображение рисует образы европейских городов с темными узкими улочками и готическими соборами на площадях. Но это представление справедливо лишь отчасти.

Первым проявлением европейской средневековой общности, задолго до готики, стал романский архитектурный стиль, получивший широкое распространение. Многочисленные памятники романского зодчества, декорированные монументальной скульптурой, разбросаны по всей Европе. Есть они и в России. Отправиться на поиски истинного средневековья я предлагаю во Владимирскую область.

Покрова на Нерли, вид со стороны Боголюбовского луга
Покрова на Нерли, вид со стороны Боголюбовского луга

Организация путешествия к церкви Покрова на Нерли

Первое, что нужно знать о посещении церкви Покрова на Нерли — дорога к памятнику непростая. От Боголюбского монастыря нужно пройти до высокого моста над железнодорожными путями и далее двигаться 25-30 минут пешком по тропинке через Боголюбовский луг. Вернуться обратно можно только этой же дорогой.

Лучше здраво оценить свои физические возможности, чего мы, честно говоря, не сделали... и отправились осматривать памятник в январе при погоде -7. Здесь хочется сказать огромное спасибо за то, что дорожка поддерживается в хорошем состоянии даже зимой! А вот ранней весной дорожку иногда размывает, что делает посещение памятника невозможным.

Учитывая все вышесказанное, я рекомендую приехать в Боголюбово летом или в начале осени.

Боголюбский монастырь

Лучше всего начать осмотр достопримечательностей с ансамбля Боголюбского монастыря, так как это место погружает в общий исторический контекст. Монастырь находится на территории, некогда окружавшей дворец владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского. Согласно летописям, загородная княжеская резиденция была построена около 1158 года. Ансамбль белокаменных построек включал в себя палаты князя и храмы, окруженные каменными стенами.

Реконструкция города Боголюбова из Владимирского исторического музея
Реконструкция города Боголюбова из Владимирского исторического музея

Предполагается, что после смерти князя Андрея Боголюбского на этом месте возник монастырь. Старинные постройки постепенно разрушались, на их месте возводились новые. Так, в середине XIX века здесь были построены колокольня с надвратной церковью (1840) и Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1855-1866 гг.)

Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери
Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери

Пятикупольный собор в русско-византийском стиле был построен на деньги московского и владимирского купечества. Есть разные версии относительно авторства проекта, но обе отсылают к Константину Тону — либо архитектором выступил сам мастер, либо проект был разработан Владимирским губернским архитектором Я.М. Никифоровым, который взял за основу наиболее выразительные проекты К. Тона. И действительно, приземистый, с тяжелыми рубленными пропорциями собор очень напоминает образ Храма Христа Спасителя.

Колокольня высотой 58 метров является высотной доминантой Боголюбово. Она имеет трехчастную композицию: в нижнем ярусе располагались Святые ворота, на втором ярусе — церковь Успения, а верхний ярус отведен под колокольню.

Колокольня с надвратной церковью (1841)
Колокольня с надвратной церковью (1841)

Наибольший интерес среди построек Боголюбского монастыря представляет фрагмент белокаменного дворца князя Андрея Боголюбского, который считается единственной дошедшей до наших дней каменной постройкой домонгольского периода (исключая церковную архитектуру). Эта чудом сохранившаяся постройка соединена в общую композицию собором Рождества Богородицы (середина XVIII в).

Лестничная башня соединена с собором Рождества Богородицы в единую композицию. Фото из открытого источника в сети Интернет
Лестничная башня соединена с собором Рождества Богородицы в единую композицию. Фото из открытого источника в сети Интернет

Относительно этого фрагмента княжеских палат есть предположение, что сохранился он только по той причине, что именно здесь был реализован страшный боярский заговор, в результате которого закончилась жизнь князя Андрея Боголюбского. Этот трагический эпизод истории, в совокупности с глубоким уважением к памяти князя, многое сделавшего для православной веры, наделили архитектурный памятник символической ценностью.

Это спасло лестничную башню от разрушения в те времена, когда древние постройки еще не представляли ценности для современников. Их разбирали на камень для нового строительства или пытались внести изменения, не беспокоясь о возможных последствиях. Так, другой фрагмент княжеских палат обрушился после того, как в нем были проведены работы по расширению оконных проемов. Кстати, крохотные окошки в толстых каменных стенах — это одна из выразительных черт романской архитектуры, что само по себе является бесценным свидетельством своего времени...

Фрагмент стены палат Андрея Боголюбского, фото автора, январь 2023
Фрагмент стены палат Андрея Боголюбского, фото автора, январь 2023

Изменения коснулись и лестничной башни, над которой был надстроен шатер с колокольней. Оригинальная историческая постройка выделяется по характеру каменной кладки и декоративного решения. Плоскость стены акцентирована скульптурным декором: выделяются карниз, аркатурный пояс, угловые приставные колонны. Стилистически палаты Андрея Боголюбского настолько похожи на церковь Покрова на Нерли, что возникло предположение, что над ними работала одна артель мастеров. Точных данных история не сохранила, но характер архитектурного образа указывает на влияние западно-европейского зодчества.

Фрагмент стены палат Андрея Боголюбского, фото автора, январь 2023
Фрагмент стены палат Андрея Боголюбского, фото автора, январь 2023

Теперь можно отправляться к главному пункту нашей программы.

Покрова на Нерли, шедевр древнерусского зодчества XII в.

Церковь была построена в память о старшем сыне князя Андрея Боголюбского, Изяславе Андреевиче, который погиб от ранений, полученных во время военного похода на Волжскую Булгарию в 1165 году. Летописи сообщают, что строительство было завершено в один сезон. Церковь задумывалась как место для уединенных молитв княжеской семьи, что отразилось как на расположении церкви в отдалении от княжеской резиденции и города, так и на ее небольших размерах.

Вид на церковь Покрова на Нерли, дорога к памятнику через Боголюбовский луг, январь 2023
Вид на церковь Покрова на Нерли, дорога к памятнику через Боголюбовский луг, январь 2023

Церковь по праву считается шедевром древнерусского зодчества. В ней прекрасно все: гармоничное сочетание с окружающей средой, пропорции, лаконичность однокупольной композиции, тончайшая белокаменная резьба, сдержанный интерьер.

Среди исследователей распространено мнение о том, что изначально храм был с трех сторон окружен обходными галереями. Нельзя не отметить, что утрата галерей ничуть не повредила образной выразительности памятника, даже наоборот, усилила ее. Потрясающее мастерство зодчих!

-9

Все фасады поделены на три части. Приставные колонны акцентируют роль вертикали в общей композиции. Каждый конструктивный элемент выделен скульптурным декором.

Теперь скажем пару слов о белокаменной резьбе. Как и любой другой элемент архитектурной композиции храма, скульптура несет в себе не только декоративную, но и символическую функцию. В декоративном убранстве церкви Покрова на Нерли встречаются распространенные для романского зодчества мотивы: декорированные растительным орнаментом капители приставных колонн, зооморфные изображения грифонов и львов, женские головки и фигуративные изображения святых. У каждого элемента есть свое значение, которое закладывалось в декоративную программу храма. Так, зооморфные изображения часто указывали на грехи и предупреждали о грядущей расплате за них, а женские головки напоминали об образе Богоматери.

Скульптурный декор хочется показать в черно-белом варианте. Давайте посмотрим детали.

Грифон, терзающий жертву, отсылает к душевным терзаниям, которые ждут грешников в аду
Грифон, терзающий жертву, отсылает к душевным терзаниям, которые ждут грешников в аду
Давид-псалмопевец, львы и грифоны в верхнем ярусе, женские головки (образы Богоматери) в среднем и повернутые друг к другу львы — напоминающие о грехах земной жизни — в нижнем ярусе
Давид-псалмопевец, львы и грифоны в верхнем ярусе, женские головки (образы Богоматери) в среднем и повернутые друг к другу львы — напоминающие о грехах земной жизни — в нижнем ярусе
Обратим внимание на разную трактовку одного и того же мотива — грифоны совершенно разные по манере исполнения, что указывает на работу разных мастеров одной артели
Обратим внимание на разную трактовку одного и того же мотива — грифоны совершенно разные по манере исполнения, что указывает на работу разных мастеров одной артели

Перспективный портал декорирован особо искусно, его архивольты заполнены чередованием растительного и геометрического орнамента и опираются на колонны с резными капителями.

Перспективный портал
Перспективный портал

При этом также важно сказать о том, что в романской архитектуре не существовало единой и четко регламентированной системы скульптурного церквей. Заказчики и мастера могли выбирать определенные мотивы, некоторые из которых пользовались большей популярностью, чем другие.

Мы так мало знаем об этом памятнике, скульптурный декор которого настолько разнообразен! Здесь есть огромный потенциал для дальнейших исследований.

Коллеги-искусствоведы, если Вам нужны фотографии памятника для работы, пожалуйста, смело используйте их. Также можно написать в комментарии, если нужны дополнительные фото. Буду очень рада помочь.

Детали
Детали
Углубленное окошко
Углубленное окошко

-16

Большое спасибо за прочтение!

Если Вам интересна тема российской архитектуры и путешествий, предлагаю почитать другие мои материалы:

В город Владимир одним днем
О путешествиях10 мая 2023
Борисоглебский собор в Торжке. Малоизвестный шедевр архитектуры
О путешествиях15 мая 2023
История старинной Вязьмы в архитектурных образах. Один день в городе
О путешествиях23 мая 2023