Грех да позор - как дозор: хошь не хошь, а нести надо.
Приветствую, друзья! 👋🏻
В этой статье речь пойдёт о романе-эпопее Анатолия Иванова, экранизацию которого, я думаю, видел каждый второй человек в нашей стране. А читали ли книгу?
Роман «Тени исчезают в полдень» - это повесть о жизни и судьбе жителей маленькой сибирской деревеньки Зелёный Дол, и охватывает огромный период в истории России, а затем и Советского Союза. Какие здесь персонажи, какие характеры! Сколько тайн хранят главные герои, и автор постепенно раскрывает их. Этот приём позволяет держать читателя в нетерпении и не даёт до конца понять действия и слова героев. Осознание приходит уже после. Закрывая книгу, остаётся дурманящее послевкусие, и хочется сразу начать перечитывать это произведение снова.
У каждого человека, вероятно, есть что-то такое, плохое ли, хорошее ли, но принадлежащее только ему. И никогда не надо человека просить рассказывать об этом, потому что просьбы бесполезны. Человек расскажет сам, если захочет. А если нет, всё это умрёт вместе с ним.
Первые страницы романа знакомят нас с возникновением деревни Зелёный Дол: тут и река Светлиха, и утёс с огромным, развесистым осокорем на вершине, и мрачное Чёртово ущелье, за которым начиналась настоящая тайга. С каждым годом разрасталась деревня, и появились тут свои «хозяева». Сначала одноногий мужик Авдей Меньшиков забрал себе лучшие земли, и полдеревни стало работать на него. А после смерти дело его продолжили свирепые и беспринципные сыновья – Филипп и Демид.
Примерно в то же время купец и промышленник Аркадий Арсентьевич Клычков, известный по всему Уралу, «обмывает» покупку Большереченских золотых приисков. И на этом пиршестве представляет всем свою дочь – Серафиму – единственную наследницу, и «повелевает» целовать всем присутствующим её туфли.
Вот они – богатейшие люди в стране, развращённые властью и вседозволенностью, повелевающие и карающие, получившие свои богатства не тяжёлым честным трудом, а спекуляцией и силой. Повествуя о Серафиме, нас знакомят с её тёткой – игуменьей Черногорского скита Маврой. Отец показал ей свою власть из чинов и денег, а тётка свою – из веры. И когда закончится с приходом революции власть отца, Серафиме поможет тёткина…
Что ж, когда человеку двадцать, он думает о будущем. А когда стукнуло шестьдесят, он вспоминает прошедшее.
И после описываемых героев и событий мы переносимся на десятилетия вперёд в лето 1960 года… Председатель колхоза «Рассвет» Большаков Захар Захарович переживает о заготовленном сене, день за днём льёт как из ведра. Думая и решая насущные проблемы, вспоминает он и далёкое прошлое. Постепенно мы узнаём жителей деревни Зелёный Дол: через диалоги, воспоминания, размышления героев, начинает распутываться клубок событий.
Вот бригадир Устин Морозов и его набожная жена Пистимея: много лет назад пришли они в Зелёный Дол издалека и решили обосноваться здесь. Есть у них дочь Варвара, а сын Фёдор погиб во Второй мировой войне. Но откуда пришли они в эту деревню? Вот Фрол Курганов – заведующий конефермой, человек закрытый, угрюмый, и многим в селе он откровенно неприятен за постыдные поступки молодости. Но так ли плох он? Какая вина терзает его до сих пор? Вот Клавдия Никулина – бригадир огородниц и вдова, всю жизнь ждёт она своего супруга Фёдора Морозова, и не верит, что погиб он на войне. Тут Митька Курганов снова красуется и шутит перед девушками, первый парень на деревне. А на пароме ждёт пассажиров старый и молчаливый Анисим Шатров, с тоской и грустью смотрит он на утёс и посаженный им много лет назад осокорь на могиле своей возлюбленной…
Слёзы человеческие всегда, видимо, чистые, прозрачные, как родниковая водичка, потому что на них расходуется то лучшее и светлое, что есть в человеке.
Основную часть в романе занимает история Морозовых. Они олицетворяют собой остатки старой власти. И именно через этих героев автор рассказывает о зарождении первых сект на территории Советского Союза. Да и не Морозовы они вовсе… Пистимея – это Серафима Клычкова, а Устин – это Константин Жуков, до революции был он сыном богатого хлеботорговца. Сменилась власть в стране, все богатства были отобраны, и решили они бороться. Сначала на стороне белых, потом на стороне германцев, а после вести борьбу тихую: отравлять жизнь односельчанам, да приманивать слабых в молитвенный дом. Страшные это люди, читаешь, и жутко становится, сколько крови на их руках. После революции скрывались они вместе с Демидом Меньшиковым годами по разным местам, разбойничали, похищали председателей колхозов и мучительно убивали их. По пути в Зелёный Дол убили они семью таких же переселенцев и стали жить по их документам. Верили они, что рухнет власть советская. Много судеб погубят Устин и Пистимея, прежде чем сами поплатятся за грехи. Хотя, поплатится, по сути, только Устин…
Конечно, в романе отчётливо видна основная тема – прославление силы и непобедимости советской власти. Ведь это при царе-батюшке народ топтали всякие Клычковы да Меньшиковы, а революция принесла свободу и благо. Популярность этой книги и экранизации в СССР понятна. Но если не акцентировать своё внимание на этом посыле, то можно вдоволь насладиться сложностью и глубиной героев, их эмоциями, чувствами, диалогами. Моё сердце отдано смелой и сильной Марье Вороновой, в память о которой был посажен тот самый осокорь, а утёс в народе называли Марьиным утёсом. И конечно, Фролу Курганову – вот уж где тебе показывают все отрицательные стороны героя, а он всё равно нравится, и ты догадываешься, что не так всё однозначно в его истории. И, да, книга и экранизация отличаются значительно! При всём моём уважении и любви к советскому кинематографу и блестящей игре актёров, книга показалась интереснее на события и героев.
Буду рада пообщаться в комментариях, друзья! Спасибо всем, кто дочитал до конца ❤
〰🕛〰