Фаина и Владимир жили мирно. Появилось двое детей. Фая работала и занималась детьми. А Владимир работал водителем у сестры, в ее организации. Сколько он получал – Фая не знала. Официально было 25 тысяч. Росно эту сумму супруг и отдавал жене. При это всегда карманные деньги у него были. Но при этом на проезд и обеды – строго брал из дома, из отданных Фае денег.
Она как-то посчитала расходы Владимира за месяц, помимо тех, что он отдал в семью. И вышло, что не менее 20-25 тысяч он оставляет себе в заначку. Еще и из семейных тянет.
- Вовка, ты детей обираешь. И так отдаешь пол зарплаты, а остальное себе оставляешь. Нехорошо так.
- Я зарабатываю, я и оставляю. Мои деньги.
- Да, только и я вкладываю в семью побольше тебя. Раза в два. И себе не оставляю.
- Твои проблемы.
- Дети – мои проблемы, коммуналка – мои проблемы. Ты из своей заначки даже одежду себе не покупаешь. Тратишь только на всякую ерунду. А отданные тобой уходят почти все на тебя: то ты два раза одно и то же не ешь. Тебе надо мясо. И курицу т тоже не ешь. Колбаску – только сырокопченую. Мы же с детьми ее не едим. На тебя уходят все отданные тобой деньги. Мне иногда даже детям фруктов не на что купить.
- Работай больше. Учись экономить. Не хватает – плохая хозяйка. Тратить не умеешь.
- Действительно, не умею.
Фая с Владимиром ругались, дело дошло до развода. Суд их развел, определил место жительства детей – с мамой. И треть доходов Владимира – детям.
Владимир быстро оформился официально на пол ставки. И алименты удерживали с 12 500 рублей (до вычета налогов) – около 3700 рублей в месяц.
Фая возмущалась:
- Ты это нарочно сделал. Своим же детям денег жалеешь.
Тут случилась беда. Дочка заболела, сильно. Обследование стоило больших денег. Фая вложила все, что было. Владимир отдал 12 тысяч. Когда дочка поправилось, то летом на дачу к матери на половину июня забирал детей.
Больше за год он, кроме алиментов, не давал ничего. Какие-то подарки детям к праздникам, правда, покупал.
Фая подала в суд о взыскании алиментов в твердой денежной сумме по 0,5 прожиточного минимума на каждого ребенка - 12968 руб. на тот момент в их регионе. И заявила, что он нарочно уменьшил зарплату, чтобы меньше платить. То есть скрывает свои доходы. А его алиментов хватает только на плату услуг детского сада. Полностью детей содержит Фая.
Но суд первой инстанции отказал – ведь платит своевременно из зарплаты, добросовестно. Задолженности нет. Доказательств, что скрывает доходы, нет. Вот хочет работать на пол ставки – его дело. Так что нет оснований для изменения размера алиментов.
Суды апелляционной и кассационной инстанции согласились. Вот платит и платит. Чего мать хочет? Обойдется.
Верховный суд с интересом рассмотрел предыдущие решения и отменил их.
Ведь суды не учли, что у Владимира изменился доход. И он стал работать на неполный рабочий день. Так же не учли суды, что работодатель Владимира – его родная сестра, которая вполне, по мнению Фаи, может помогать ему скрывать свой реальный доход.
Затраты же Владимира – 12 тыс. на обследование дочери, покупка каких-то игрушек – носят разовый характер. Это не ежедневное содержание детей. Этот факт не может служить основанием для отказа в установлении алиментов в твердой денежной сумме.
Так же суды не учли, что обстоятельств, препятствующих Владимиру работать на полный рабочий день – нет. Именно он должен был доказать, что не может трудиться. А если может, то с чего детям уменьшать алименты. Пусть идет работать.
Судами не учтен тот факт, что Владимир в первой инстанции подтверждал, что имеет дополнительный доход.
Решение предыдущих инстанций Верховный суд отменил и направил дело на рассмотрение в суд первой инстанции.
Так что получит Фая истребуемую сумму, которая будет ежегодно индексироваться при изменении минимального размера прожиточного минимума на ребенка.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2021 г. N 73-КГ21-10-К8
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.