Посетители Третьяковки мало обращают внимание на эту картину, и напрасно – это одно из самых сильных полотен в русском изобразительном искусстве. И очень драматическое, если знать историю его создания.
Написал это полотно замечательный художник Максим Никифорович Воробьёв (1787-1855), который занимает особое место в русской живописи. Он был одним из ведущих русских художников-пейзажистов первой половины 19 века, автором пользовавшихся большим успехом городских и морских видов в стиле мягкого романтизма. При жизни его называли «знаменитейшим из русских живописцев» и считали «отцом русской пейзажной живописи», что совершенно справедливо.
Родился художник в Пскове, в семье солдата, дослужившегося до унтер-офицера.
Сложно представить как сложилась бы жизнь Максима Воробьева, если бы его отец после выхода в отставку не получил место вахтера в Императорской академии художеств. Именно тогда у мальчика появилась возможность бывать в академии и наблюдать за таинственным процессом создания картин.
Вскоре он сам взялся за карандаш и проявил большие способности к рисованию. В 10-летнем возрасте Максим был принят в Академию, где показал большие успехи в архитектуре, перспективе и живописи.
В дальнейшем карьера художника складывалась очень успешно: в 27 лет он стал академиком, в следующем году начал преподавать, позже получил звание профессора, а потом и заслуженного профессора.
Кроме всего он был педагогом и каким! Именно он воспитал целое поколение великих русских живописцев, посвятив этому 40 лет жизни. Среди его учеников - И.К. Айвазовский, А.П. Боголюбов, Л.Ф. Лагорио, И.И. Шишкин и многие, многие другие. Что не имя – то величина! И всё благодаря таланту живописца и педагога Максима Никифоровича Воробьева. Кстати, его приемный сын Сократ тоже стал пейзажистом и каким! Но о нем как-нибудь в следующий раз.
Великолепно образованный, свободно владеющий несколькими языками, знаток и тонкий ценитель музыки и литературы (сам великолепно играл на скрипке), умный, доброжелательный к людям, Максим Никифорович Воробьев сумел сказать свое весомое слово в искусстве и оставить большое наследие: прекрасные городские и морские пейзажи, архитектурные памятники и виды природы, эпизоды войны 1812 года.
И всё бы было благополучно, если бы в 1840 году в жизни художника не произошла трагедия - внезапно скончалась любимая супруга художника. Ее смерть буквально сломала Максима Никифоровича. Он страшно переживал и как говорили его современники «впал в присущие русскому народу излишества».
Но именно в этот трагический период своей жизни художник написал картину, которая, на мой взгляд, увековечила его имя среди ценителей живописи.
Картина эта называется «Гроза или Дуб раздробленный молнией». В нее художник вложил всю душу, весь свой талант. И получилось нечто необычайно сильное.
Я хорошо помню, как еще в молодости впервые увидел ее в Третьяковской галерее и был, что называется, поражен: столько в этой картине эмоций, настолько она необычна, что просто не могла не взволновать.
Вот это полотно.
Картина наполнена глубоким философско-символическим смыслом. Мастер создает сложную символическую композицию. Огромный старый дуб, неистовство стихии, густой мрак, грозовые тучи, сполохи молний рождают у зрителя цепь необходимых ассоциаций.
Природная стихия уподоблена бурным скорбным чувствам художника. Ствол склонившегося над потоком старого ветвистого дерева воспринимается как фигура человека, который всегда стоит над пропастью неизвестности. Молния ассоциируется с ударом судьбы, который разбивает жизнь автора на счастливое «до» и горестное «после».
И мало кто замечает в глубине картины бегущую по направлению к бездне женщину…
Сам художник именовал картину «Буря». Под этим названием полотно экспонировалось на выставке Императорской Академии художеств в 1842 году и было разыграно в лотерее Общества поощрения художников 1859 года уже после смерти художника, последовавшей в 1855 году.
Вот такой это был незаурядный человек, который стал большим и почитаемым мастером живописи, несмотря на очень простое происхождение, а также воспитал целую плеяду замечательных художников.
А еще оставил потрясающую по силе картину, которая волнует зрителей и по сей день.
Низкий ему за это поклон. И вечная память.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя и смогли хотя бы ненадолго отвлечься от мирской суеты и проблем.
Радушно приглашаю вас на свой канал, где уже есть и еще будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
За сим смею закончить и откланяться.