Найти в Дзене
Murlinkaa

Структура психики и архетипы

Карл Густав Юнг
#психология
Структура психики и архетипы - это одна из тех книг, которая, несомненно, поможет познакомить желающих с творчеством Юнга.
Тут собраны статьи, как опубликованные, так и неопубликованные.
Скажу сразу, что в отличие от "Проблемы души нашего времени" некоторые из них очень трудно воспринимаются, не всегда получается проследить причинно-следственную связь, не отвлекаясь на детали и нюансы. Приходится несколько раз возвращаться и перечитывать снова. Прежде всего за счет того, что для более полного понимания архетипа важно пусть даже минимальное, но знание мифологии, а также классических произведений философов. Потому как отсылок очень много. Безусловно, сначала читатель знакомится со структурой психики согласно аналитической психологии Юнга, узнает о коллективном и личном бессознательном, архетипе. По своей сути последний - это отражение неких бессознательных инстинктов, образец инстинктивного поведения.
Итак, о каких архетипах идет речь в книге? Отдельно рас

Карл Густав Юнг
#психология


Структура психики и
архетипы - это одна из тех книг, которая, несомненно, поможет познакомить желающих с творчеством Юнга.


Тут собраны статьи, как опубликованные, так и неопубликованные.
Скажу сразу, что в отличие от "Проблемы души нашего времени" некоторые из них очень трудно воспринимаются, не всегда получается проследить причинно-следственную связь, не отвлекаясь на детали и нюансы. Приходится несколько раз возвращаться и перечитывать снова.

Прежде всего за счет того, что для более полного понимания архетипа важно пусть даже минимальное, но знание мифологии, а также классических произведений философов. Потому как отсылок очень много.

Издательство «Академический проект», Москва, 2013
Издательство «Академический проект», Москва, 2013

Безусловно, сначала читатель знакомится со структурой психики согласно аналитической психологии Юнга, узнает о коллективном и личном бессознательном, архетипе. По своей сути последний - это отражение неких бессознательных инстинктов, образец инстинктивного поведения.


Итак, о каких архетипах идет речь в книге? Отдельно рассмотрены: Анима, архетип матери, божественный ребенок, Кора (миф о Коре). Другие архетипы коллективного бессознательного в одноименной главе.
Среди примеров вы найдете реальные выдержки из описаний сновидений, где люди говорят о тех или иных образах, которые они прежде не могли видеть, но которые всплывают в их сознании. Причем для каждого отрывка из сновидения есть свой анализ. Опыт Юнга, точка зрения на психологию сновидений, аналитический подход и образность мышления, безусловно, помогут читателю встать на ступень выше в расшифровке и собственных сновидений, если такая практика необходима.


Статьи не лишены и рассуждений о современном мире, мощнейшем техническом развитии, в которое окунулось человечество. При всем прогрессе Юнг замечает, что есть и огромная опасность:
многие внешние улучшения не затрагивают внутреннюю природу человека.

Экологичное использование любого технического продукта зависит от вменяемости и сознательности самого человека. А в абсолюте общество далеко не осознанно в своем поведении, часто находится под властью инстинктивных разрушительных чувств, желаний и мотивов.
Отдельное внимание уделю "Феноменологии духа в сказке", статье, которая была опубликована Юнгом как дополнение. Что тут интересного? Именно тут мы понимаем, на какой подход в анализе не только сказок, но мира опирается Юнг. В статье проанализированы образы и сюжеты в основном из немецких сказок, но есть варианты эстонских, балканских, американских, сибирских и русских сказок. В одной из них рассмотрена проблема четырех- трехногости лошадей на примере алхимии. Т.о. читатель знакомится с принципом целостности и аксиомой Марии, что позволяет увидеть переход от недифференцированного бессознательного к индивидуальному сознанию.


Единственное, на мой взгляд, при анализе сказок других народов, стоит изначально познакомиться с историей и убеждениями самого народа.
Например, нельзя вырвать из контекста одну русскую сказку про Марью Маревну и вынести вердикт. Стоит проанализировать все сказки, где Марья Маревна -действующее лицо. Важно вычленить остальные образы. В нашем случае: Баба-яга, Кощей-бессмертный, Иван-дурак, Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д.
Да, действия архетипов типизированы, но именно через них раскрывается дух всего народа с культурой, верой и приоритетами.


В русской сказке Баба-яга - это не просто злая колдунья, а Кощей - не просто старик. Для русского народа это нечто более глубокое и мистическое, это демонические образы природы, которые являются частью души самого человека, но способны жить во вне. Они хранят в себе более глубокий сакральный смысл, в сравнении с тем, как его видят многие западные исследователи.
А какие сказки любите Вы?

-2