Выпуск еженедельной рубрики #РСОсАннойГаркушей. Анна Гаркуша — известный эксперт в области обращения с отходами и руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «РазДельный Сбор».
Часто мои читатели спрашивают: «Ну почему они (производители) выбирают неперерабатываемую упаковку»? Я вам отвечу.
Вот вы приходите в магазин, выбираете продукты питания. Многие из них уже упакованы, и вы смотрите не просто на внешний вид картошки. Вы обращаете внимание на состав какого-то спреда, консервов, гранолы или йогурта. Оцениваете срок годности, чтобы не дай бог не купить просроченное. А еще очень многие покупатели берут продукцию крупных компаний, которую везут через полстраны, а значит, срок годности у нее должен быть дольше, чем у местного производителя.
Например, йогурты известных брендов имеют срок годности месяц, а я покупаю йогурт производителя из Ленобласти, где на упаковке написано «5 дней». Для пятидневного йогурта упаковка может не иметь особых барьерных свойств. Так же с молоком: если мамочке на дачу нужно молоко для малыша, а до магазина – 3 дня лесом, 2 дня полем, то она запасется ультрапастеризованным молоком в «тетрапаке», и попробуй ей скажи, что «тетрапак» – зло.
Поэтому вполне справедливо, что в большинстве случаев производитель использует неперерабатываемую упаковку ради сохранения продукта. Продукта, который хочет покупатель. Хотите гранолу? Тогда придется использовать композитную упаковку. Желаете в Питере веганские сосиски из Краснодара? Тогда оболочка из «семерки». Рассчитываете на свежее мясо на прилавках в любое время дня и ночи? Тогда – вакуумная «семерка».
Есть ли решение? Конечно, и не одно. Что может покупатель? Покупать местное – чаще, но с коротким сроком годности. Что может производитель? Искать экологичные альтернативы или придумывать их, а также развивать сбор и технологии переработки. И все это связано с кропотливой перенастройкой системы производства, хранения, продажи. И потребления в том числе, потому что отказ от сложной упаковки ударит и по покупателю, потребует изменения его ежедневных привычек, а может, даже некоторых продуктов. А мы готовы?