Найти тему
1,2K подписчиков

Как летать в больших облаках и избежать грозы.

312 прочитали

Участвуя в Чемпионате Мира по парапланам в Фельтре, Италия, мы почти каждый день наблюдали либо грозу, либо переразвитие. Польза таких полётов заключалась не только в классных фоточках. Эта погода позволила мне припомнить свои навыки полётов во время переразвития.

Примечательно, что не произошло ни одного инцидента с пилотами, летавшими рядом с этими монстрами. В этой статье есть несколько советов, как летать когда есть возможность грозы.

Следите за прогнозами.

Сперва посмотрите на прогноз. Наши метеорологи очень хорошо научились предсказывать грозы, вплоть до часа, когда они могут случиться.

Наблюдайте за облаками.

Кумулусы вертикального развития - это хороший сигнал, говорящий что гроза вот-вот случится. Обратите внимание на то, растет ли облако вверх, или оно достигло границы инверсии, которая тормозит развитие. Если предел достигнут, значит гроза еще может начаться, но позже.

Полёт рядом с быстро развивающимся облаком. Фото Брюса Голдсмита.
Полёт рядом с быстро развивающимся облаком. Фото Брюса Голдсмита.

Если нет верхнего предела, значит облако будет быстро расти и переразовьётся в грозу раньше и с большей вероятностью.

Если во время утреннего брифинга вы увидели башню, то не надо быть гением, чтобы предсказать грозу в этот день.

В небе постоянно смотрите по сторонам.

Если вы летите под облаком и опасаетесь, что оно переразовьется, смотрите на другие облака в округе. То, которое над вами вы оценить не сможете, а вот если остальные превращаются в башни, значит и ваше может стать грозой со временем.

Опасность грозы.

Гроза - очень опасное для нас явление. Убить она нас может двумя способами: шквалом на посадке и всосать и заморозить нас на высоте. Молнии так же опасны, но я слышал всего об одном случае попадания молнии в парапланериста, за всю мою лётную практику.

Примечание переводчика. Так же опасно намокание крыла под дождём. Читайте статью об этом.

Сильный ветер.

Первая опасность - это грозовой шквал. Вы можете заметить усиление ветра по объективным признакам: по ряби на воде озёр и рек, по дыму который вытянулся вдоль земли, по деревьям, по полёту и приземлению птиц, по поднятой пыли на земле.

Если ветер сильный и вы в небе, то ничего страшного с вами не случится, пока вы не попытаетесь приземлиться. Тут вас и подстерегает опасность.

Конечно, преодолеть подъём с помощью спирали и приземлиться прямо перед грозовым шквалом - это круто и тянет на анекдот вечера за рюмкой чая, но разумнее просто убежать по ветру и поискать безопасную посадку немного в стороне от грозового фронта.

Примечание переводчика. Однажды я попробовал преодолеть грозовой подъём в спирали. По ощущениям перегрузки, снижение должно было быть 10м/с, а прибор показывал +5. B - срыв тоже не очень эффективен. Один мой приятель пытался спастись таким способом. На полном B - срыве скорость снижения тоже около 10 м/с, но подъём в облаке был +4 в этом режиме.

Гром.

Когда я его слышу, то убегаю со всех ног на посадку. Это последнее предупреждение. Существует много признаков приближающейся грозы, но гром говорит о том, что она рядом и пора бы уже паковать крыло в рюкзак.

Поверхность.

Гроза опасна везде, но особенно в горах. Шквал может прийти очень быстро и сверху вниз по долине, вместе с грозой и у вас не будет места, куда можно убежать. В горах будьте особенно внимательны и старайтесь приземлиться раньше до начала грозы, чем на равнине.

Примечание переводчика. Шквал может прийти и снизу долины, усиливая кратно анабатический ветер и развитие выше. Так же подошва грозы может быть ниже горных хребтов, это может послужить причиной столкновения с рельефом.

На этом видео показано, как автор перевода спасается от небольшой грозы в горах.

Просчитывайте на несколько шагов вперёд.

Когда вы возле грозы, определите, куда она двигается и уясните, куда лучше всего убегать от неё.

Если вас всосало, постарайтесь выбрать и держаться определённого направления на выход. Летите по прямой, в сторону откуда вы пришли.

Например, вы решили выходить на юг. Убедитесь, что ваши приборы показывают чёткое направление в эту сторону. Это может быть затруднительно в грозовой турбулентности. Но старайтесь держать хотя бы в пределах 45 градусов. То есть если вы выбрали юг, то держитесь между 135 и 225 градусами, пока не достигните более спокойного воздуха.

Очень важный навык - держать курс по приборам. Тренируйте его, однажды он может вас спасти.

Лучше конечно избегать полётов в облаках, не видя горизонта. Но если у вас есть некоторые навыки подготовки к полётам в таких условиях, то это может однажды вас спасти.

Навеяло громом за окном и вчерашним полётом над Юцой))

Оригинал статьи тут.