Беспилотные летательные аппараты стали привычными бытовыми приборами относительно недавно. Еще 20-15 лет назад такие устройства были диковинкой. Сегодня беспилотники активно используют различные гражданские организации и силовые службы. А «оператор БПЛА» серьезная и востребованная профессия.
В этой статье мы расскажем, чем одни дроны отличаются от других, как получить первые навыки управления коптером и где нужны виртуозы лётного дела.
Глоссарий.
Дрон – любой беспилотный аппарат. Передвигается по земле, воздуху или воде.
БПЛА – любой летательный аппарат без экипажа на борту. Управляется дистанционно или автоматически.
Мультикоптер – беспилотный летательный аппарат, построенный по схеме вертолета. Минимальное количество винтов, используемых в устройстве - три. Наиболее известная модификация «квадрокоптер» оснащена четырьмя винтами.
История изобретения.
Если говорить об идее управляемого беспилотного устройства в целом, то родоначальником направления считают Николу Тесла. В 1898 году ученый впервые продемонстрировал радиоуправляемый дрон. По сути, это была небольшая модель железной лодки, которая подчинялась сигналам, исходящим из специального дистанционного пульта.
Первым прототипом квадрокоптера признано изобретение Георгия Ботезата. Конструктор провёл успешные испытания машины в 1922 году. Аппарат представлял собой четырёхвинтовой беспилотный вертолет.
Первая попытка создать БПЛА для боевого использования осуществлена в США в 1917 году. Так называемый «Жук» Кеттеринга или «Орел Свободы» внешне был похож на небольшой самолет. Устройство летало на автопилоте по заранее заданной траектории. Достигнув цели, крыло автоматически отделялось от корпуса, и аппарат, начинённый 80 килограммами взрывчатки, падал на землю. На вооружение Армии Соединенных Штатов изобретение так и не было поставлено.
Военные беспилотные аппараты активно развивалась на протяжении всего 20 века. Самые известные в этой области - советские разработки - Ту-123, Ту-141 и Ту-143. Эти БПЛА как внешне, так по размерам и функционалу близки к самолетам.
Гражданские беспилотники для бытового использования стали появляться во второй половине прошлого столетия. Пик популярности приходится на наши дни. Главным толчком для массового распространения коптеров стала возможность оснащать аппараты современными видеокамерами.
Коптеры 21 века.
Современный мультикоптер многолик. Только конструкционных разновидностей около десяти. Схемы сборки отличает количество винтов, их расположение и направления вращения винтовых лопастей.
Любой коптер включает в себя следующие элементы: защитный корпус, блок управления, раму, аккумуляторы, моторы и пропеллеры.
Летательные аппараты различают по классам:
Мини – коптеры весом от 250 мм до 500 грамм;
Средние – аппараты весом до 1 килограмма и диагональю рамы до 55 сантиметров;
Тяжелые – БПЛА весом от 2,5 килограмм и диагональю рамы от 55 сантиметров.
Гражданские коптеры прочно заняли место на съемочных площадках, активно используются органами обеспечения правопорядка, помогают в спасательных операциях, значительно облегчают сельскохозяйственные работы, помогают проводить мониторинг лесного хозяйства, используются в промышленности и многих других отраслях.
В боевых условиях квадрокоптеры успешно применяют для разведки, составления карт местности, передачи информации, уничтожения боевых целей.
Отдельная разновидность военных БПЛА – дроны камикадзе. Они представляют собой нечто среднее между беспилотником и бомбой. Отличительной чертой таких аппаратов является то, что они могут длительное время находится в воздухе в режиме ожидания.
Еще один вид военных беспилотников – привязные дроны. Система состоит из БПЛА, кабеля и электростанции. Главные преимущества конструкции: постоянное бесперебойное питание и передача информации по оптоволокну. Иными словами, неограниченное время полета и надежная защита данных. Основная сфера применения привязных дронов – контроль границ и мониторинг КПП.
Симуляторы управления квадрокоптером.
Эффективность беспилотника «целиком и полностью» зависит от уровня мастерства пилота. Как же стать профи? С чего начать обучение? Большинство профессионалов в первую очередь советуют пройти курс на симуляторе. В среднем рекомендуют налетать не менее 100 виртуальных часов.
Выбор симуляторов достаточно большой. Практически все платные. Некоторые имеют бесплатные демоверсии. Как правило, виртуальные тренажеры поддерживаются платформами Windows и Mac OS. Есть программы для Linux, Steam OS, PS4, Xbox One.
Наиболее правдоподобным симулятором считается Rotor Rush. Виртуальные тренировочные маршруты копируют реальные квалификационные трассы.
В число лучших обучающих симуляторов включают FPV Free Rider. Виртуальное пространство отличается объемными и хорошо детализированными локациями.
Хорошие отзывы о симуляторе полетов DJI Flight Simulator. Это профессиональное ПО. Его используют для подготовки пилотов промышленных дронов.
Первые шаги на местности.
Перед первым реальным полетом необходимо провести подготовку.
Во-первых, внимательно ознакомиться с инструкцией.
Во-вторых, тщательно выбрать место для тренировки. Площадка обязательно должна располагаться на открытой местности, вдали от жилых домов и мест скопления людей. Нельзя, чтобы рядом были деревья, провода и прочие препятствия. Важны и погодные условия. Полет дрона значительно усложняют и даже делают опасным: дождь, сильный ветер, перепады температуры.
Когда все готово, можно начинать тренировку. Существует универсальный комплекс упражнений для начинающих операторов.
- Взлет/посадка - 20 циклов.
- Зависание. Держите коптер неподвижно над землей на уровне 50 сантиметров.
- Повороты вправо/влево. Повторяйте до автоматизма движений.
- Движение вперед/назад. Повторяйте до автоматизма.
- Точная посадка. Приземляйте коптер на воображаемую точку на земле.
- Движение по маршруту. Отрабатывайте точную траекторию.
ВАЖНО. Для использования беспилотника, владелец аппарата должен оформить ряд документов и получить разрешение на полеты.
Во многих регионах России с 2022 года введен запрет на полеты гражданских беспилотников. На май 2023 года ограничения действуют более чем в 50-ти субъектах РФ. Нарушители могут быть оштрафованы. Размер штрафа - от 20 до 50 тысяч рублей.
Курсы подготовки операторов БПЛА.
Продолжить развитие навыков оператора БПЛА помогут курсы. Существуют разные варианты обучения. Выделим четыре основные группы.
- Учреждения дополнительного образования для детей и подростков. Возраст учеников - 11-17 лет. Как правило, в программу обучения входят все этапы: проектирование, сборка аппарата и полеты. Уровень навыков управления БПЛА начинающий, средний.
- Авторские курсы. Чаще всего в качестве мастеров выступают профессиональные видеооператоры или кинооператоры. Обучающая программа сосредоточена на видеосъемке. Уровень навыков управления БПЛА высокий.
- Курсы подготовки при конструкторско-производственных объединениях. Программа подготовки сконцентрирована на освоении моделей беспилотников из ассортимента предприятия. Обучение, как правило, входит в пакет купли-продажи летальных аппаратов. Часто осуществляется и набор для всех желающих. Уровень навыков управления БПЛА высокий.
- Центр подготовки специалистов беспилотной авиации Министерства обороны РФ. Обучение проводится для военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти. Центр готовит операторов для беспилотных летательных аппаратов средней и малой дальности и ближнего действия. Уровень навыков управления БПЛА высокий.
Проводя условную черту, можно сказать, что в современном мире навыки управления беспилотниками актуальны как никогда. Операторы БПЛА востребованы во всех отраслях. С большой долей вероятности можно предположить, что в будущем спрос на таких специалистов будет только расти.