Гастон Башляр (Gaston Bachelard, 1884 — 1962) — французский философ науки и искусствовед первой половины 20-ого века. В. П. Визгин в книге ‘Философия науки Гастона Башляра‘ разбирает основные концепции его философии науки. Меня в книге привлекли следующие моменты, которые будут представлены ниже:
- Сциентоцентричная позиция Башляра. В книге отмечается глубокий интерес Башляра к искусству, но подчеркивается, что он выбирает науку.
- Разрыв эпистемологии Башляра с предыдущими взглядами во французской философии науки.
- Связь идей в линии Башляр — Кангилем — Фуко.
Человек дня и ночи
‘творчество Башляра почти симметрично делится на две половинки – на эпистемологию, с одной стороны, и эстетику и критику – с другой. Уже сам факт этой двуполюсности позволяет нам предположить, что мыслитель в своей антропологии видел человека принципиально двойственным по природе – человеком «дня» или (научного) разума и человеком «ночи» или (ненаучного) воображения.’
Визгин так характеризует рационализм Башляра:
‘Его эпоха начинается с Революции, с XIX века, науку и поэзию которого он знал превосходно, включая науку и поэзию XX века. Революция сделала культом Разум – и Башляр со всей страстностью натуры этот культ исповедовал, подчеркивая, что высшим началом для человека является не воля к власти, а воля к разуму: «Убеждать людей правотой вещей – вот в чем высший успех или триумф, он не в воле к власти, а в воле к разуму».’
Далее: http://blog.rudnyi.ru/ru/2023/05/gaston-bachelard.html