Великая Отечественная война стала настоящими испытанием для советского народа. Но наши прадеды и деды выстояли и дошли до Берлина, водрузив над Рейхстагом знамя Победы. Выстояли благодаря отваге, мужеству, чувству локтя. Выстояли благодаря труженикам тыла, которые обеспечивали войска всем необходимым во многом отказывая себе.
Помимо линейных частей на фронтах Великой Отечественной сражались и довольно специфические – отдельные штрафные роты, отдельные штрафные батальоны, отдельные штрафные авиационные эскадрильи. Все они известны под общим определением "штрафбат". Штрафные роты и батальоны имели статус отдельных воинских частей.
Личный состав таких воинских частей делился на постоянный и переменный. К постоянному составу относились командиры от командира взвода и выше (преимущественно кадровые военные), политработники, штабные работники и медицинский персонал. К переменному составу относился весь остальной личный состав, который комплектовался из лиц, нарушивших закон или проявивших трусость на фронте, уголовных элементов, отбывающих свой срок, или осужденных по политическим статьям.
Первая штрафная рота в РККА была сформирована 25 июля 1942 года в составе 42-й армии Ленинградского фронта. А уже 28 июля того же года вышел знаменитый приказ №227 за подписью Сталина, известный так же как приказ "Ни шагу назад!". Именно этот приказ официально вводил штрафные подразделения в составе Красной армии, просуществовавшие до июня 1945 года.
Идея штрафных подразделений в РККА была не нова. Можно даже говорить о том, что руководство СССР позаимствовало её у противника. Штрафные части в составе гитлеровского вермахта стали возникать ещё в 1939 году. Это были своеобразные прототипы штрафных батальонов, но назывались они полевыми арестантским батальонами или полевыми штрафными лагерями. Как таковые немецкие штрафные батальоны, а точнее исправительные батальоны, стали возникать летом 1941 года, перед самым нападением гитлеровской Германии на Советский Союз
Чем штрафные батальоны РККА отличались от немецких?
Самое главное отличие в переменном личном составе, вернее в его дальнейшей судьбе. Срок пребывания в советском штрафном подразделении был ограничен максимум тремя месяцами (вместо 10 лет тюремного заключение). Советский штрафник мог досрочно выбыть из штрафбата по ранению среднего или тяжёлого ранения, а так же в виде поощрения за проявленные храбрость или мужество. После отбытия наказания или лечения в госпитале советский штрафник возвращался в действующую армию.
Совсем иначе обстояли дела в штрафных батальонах гитлеровского вермахта или СС. Для начала необходимо отметить, что командовали немецкими штрафными батальонами специально для этого отобранные офицеры, с довольно низким порогом человеколюбия. Четверть личного состава таких штрафных частей составляли закалённые в боях и наиболее проверенные унтер-офицеры. Про этих унтеров даже говорили, что у них в голове нет ничего кроме фюрера. При необходимости данные "господа" с лёгкостью могли выполнить функцию заградительного отряда, хотя это и не числилось в списке должностных обязанностей унтер-офицерского состава.
Что касается остального личного состава, то во время боевых действий он формировался из пойманных на мародёрстве и мужеложстве, из "самострёльщиков" и трусов, оставивших свои позиции.
Немецкие штрафные батальоны в годы войны были двух типов: 999-е и 500-е (по нумерации).
999-е батальоны являлись чем-то вроде аналога советских стройбатах. Данные подразделения комплектовались из политически неблагонадёжных граждан Германии (около 1/3 личного состава) и матёрых уголовников, которых было опасно отпускать в действующие войска. Эти батальоны практически не использовались до 1941 года. Разумеется, что оружие личному составу таких частей в руки не давали.
Совсем другим типом штрафных частей были 500-е батальоны. Мало того, что осужденным на руки выдавали оружие, такие батальоны фактически ударными подразделениями. Обычно ими "затыкали" наиболее сложные участки фронта, там где было особенно "жарко". По этой причине выживаемость в таких частях была крайне низкой, фактически равной нулю. Несмотря на это, отбытие наказания в 500-м батальоне считалось чем-то вроде привилегии по сравнению с пребыванием в 999-м батальоне.
В обоих типах батальонов немецкие штрафники носили воинскую форму. Однако у личного состава из 999-х частей она не имела знаков различия, погон и петлиц. Что касается солдат из 500-х батальонов, то их форма имела и знаки различия и погоны. Некоторые ограничения касались ношения наград.
Так в чем же отличие советских и немецких штрафных батальонов? Главное отличие в том, что советский военнослужащий, искупивший свою вину, возвращался в свою часть и был чист перед сослуживцами, законом и Родиной. При этом 10 лет лагерей заменялись тремя месяцами штрафбата. Оставалось только выжить. Немецкие штрафники не имели такой возможности. Они были вынуждены отбывать весь срок. Осужден на пять лет, соответственно, пять лет штрафбата. Но это касалось 999-х батальонов. Из-за огромных потерь (до 100%) в 500-х батальонах, до окончания срока наказания доживали единицы. Кстати, немецкие штрафники после полученного ранения и последующего излечения, снова возвращались в свой штрафбат.
А еще за немецкими штрафниками не ставили заградительные отряды. Почему? Просто штрафные немцы наивно верили, что если они выполнят тяжелейшее задание, то их вернут в нормальные части. Возвращались по результатам помилования. Но таких случаев были единицы.