В работе, опубликованной в журнале Child Development, исследователи изучили, как дети в возрасте от четырех до девяти лет осуществляют моральный выбор при вынесении суждений о других.
Результаты исследования показали, что начиная с шестилетнего возраста, дети представляют, как могли бы поступить персонажи, когда выносят суждения о том, насколько хорошо или подло они себя ведут, а на моральные суждения четырех- и пятилетних детей влияет только результат самого выбора.
Вынося моральные суждения о прошлых поступках, взрослые часто думают контрфактически о том, что можно было бы сделать по-другому. Размышления о том, что могло бы произойти в прошлом, позволяют взрослым рассмотреть имевшиеся у них возможности выбора, что, в свою очередь, является важным компонентом для оценки поведения других людей. Люди, скорее всего, будут судить человека, причинившего вред, менее строго, если узнают, что у него не было другого выбора."Наши результаты показывают, что понимание того, какой выбор был у человека, является важной характеристикой для вынесения зрелых и тонких моральных суждений", - сказала Шалини Гаутам, соавтор исследования. "Такое поведение показывает, что дети становятся способными делать выбор с шестилетнего возраста. Дети младше шести лет, возможно, еще не учитывают имеющиеся у них возможности выбора при оценке поступков".
В ходе эксперимента 236 (142 девочки) детям в возрасте от четырех до девяти лет были рассказаны истории о двух персонажах, у которых был выбор, приведший к хорошему или плохому результату, и двух персонажах, у которых не было выбора в отношении хорошего или плохого итога.
Дети проходили тестирование в местном музее и получали вознаграждение за участие. В начале детям показали изображения предметов в шкафу, брошенных персонажем. Цель этого упражнения заключалась в том, чтобы убедиться, что они понимают предметы и героев, которых они увидят в основной истории. Их также познакомили с пятибалльной шкалой "приятное-среднее" (например, "Как София ведет себя по отношению к Кларе? Очень хорошо, немного хорошо, хорошо, немного грубо или очень грубо? Почему?).
Результаты показали, что с увеличением возраста дети значительно чаще учитывали возможность выбора при оценке того, кто из персонажей злее или добрее, как для персонажей. Полученные данные заставляют задуматься о том, как контрфактическое мышление детей может влиять на более сложные моральные суждения, например, когда люди намереваются поступить правильно, но оказываются лишены возможности выбора. "Понимание выбора является важной частью не только моральных суждений, но и понимания действий и результатов в целом", - сказала Гаутам. "Это исследование может служить доказательством того, что дети учитывают контрфактуалы в своих моральных суждениях. Оно может быть полезным для родителей, учителей и других воспитателей, которые хотят подумать о том, как они могут объяснить сложные моральные суждения маленьким детям. Кроме того, это исследование поднимает несколько важных вопросов для будущих исследований, например, можно ли улучшить или облегчить понимание маленькими детьми контрфактуалов, чтобы помочь им понять сложные моральные суждения".
Подписывайтесь на Телеграм
Еще от Аммиак: