Рассмотрим «зеленый глаз» – индикатор плотности аккумуляторной батареи, который устанавливается в одну из банок. Существует множество заблуждений относительно него: многие считают, что он отображает уровень заряда аккумулятора. В это есть определенная логика, так как заряд напрямую связан с плотностью электролита. Тем не менее, полагаться только на этот индикатор при оценке необходимости обслуживания аккумулятора нельзя.
Индикатор плотности аккумуляторной батареи не является надежным показателем, когда речь идет о необходимости зарядки батареи. Как правило, когда индикатор меняет цвет, аккумулятор уже требует зарядки. Но иногда, даже при пропадании зеленого глаза, зарядка не является необходимой.
Таким образом, необходимо ориентироваться на различные показатели при оценке состояния аккумуляторной батареи, а не только на индикатор плотности.
При использовании индикатора плотности аккумуляторной батареи необходимо учитывать, что цвета могут различаться у разных производителей. Например, вместо чёрного может быть используется красный и вместо белого - чёрный. Поэтому для получения наиболее точной информации следует обращаться к инструкции пользователя.
Стоит отметить, что самая достоверная информация, которую можно получить от данного индикатора, это когда требуется подлить воду в батарею. Однако информация о состоянии батареи и ее зарядке, полученная с помощью индикатора, следует рассматривать с некоторой долей скептицизма.
При выборе необходимого метода обслуживания аккумулятора нужно учитывать другие показатели, например, напряжение батареи и уровень ее заряда. Решение о необходимости зарядки батареи следует принимать на основании комплексной оценки всех этих показателей, а не только на основании цвета индикатора плотности.
Действительно, индикатор заряда в виде зеленого глаза не является надежным показателем текущего состояния аккумулятора.
Как уже упоминалось, он рассчитан на определенную плотность электролита и может изменить цвет только при существенном изменении ее уровня.
Важно учитывать, что батарее требуется зарядка уже при потере 70-80% заряда, а индикатор меняет цвет только при 60% потере плотности. При разряде ниже этой отметки, возникает риск замерзания электролита, что может привести к проблемам при запуске двигателя. Поэтому при выборе метода обслуживания аккумулятора, наряду с показаниями индикатора заряда, следует учитывать и другие параметры, например, напряжение батареи и ее уровень заряда.
Да, температура окружающей среды может также влиять на плотность электролита и, соответственно, на показания индикатора заряда. На холоде раствор в банках действительно становится более густым и его концентрация повышается. Это может привести к тому, что индикатор будет показывать «зеленый глаз», указывающий на хорошее состояние батареи, хотя она на самом деле разряжена.
Это еще один пример того, что индикатор заряда не является единственным и надежным показателем состояния батареи. При проблемах с запуском двигателя, необходимо провести более тщательную диагностику аккумулятора, включая проверку напряжения и заряда батареи при различных температурных условиях.
Высокая температура окружающей среды может привести к разжижению электролита и падению его плотности. В этом случае индикатор заряда может показывать необходимость подзарядки аккумулятора, хотя он может быть полностью заряжен. Если в таких условиях проводить зарядку аккумулятора, то раствор может начать кипеть, пластины могут повреждаться, что в конечном итоге может привести к выходу аккумулятора из строя.
Поэтому при работе с аккумулятором в условиях высокой температуры следует быть крайне осторожным и учитывать все возможные риски. Рекомендуется производить зарядку аккумулятора только в прохладное время суток или использовать специальные зарядные устройства, которые могут поддерживать оптимальную температуру при зарядке.
Индикаторы заряда аккумуляторов стали устанавливаться сначала на гибридные малообслуживаемые батареи, а также на кальциевые аккумуляторы. Это связано с тем, что в таких батареях нет заливных пробок, и классический ареометр с грушой в них не может быть использован. Индикатор заряда позволяет мониторить состояние аккумулятора без необходимости выполнять регулярное обслуживание.
В старых аккумуляторах «6СТ55» и «6СТ60» не устанавливали подобные индикаторы заряда, потому что в них был высокий расход воды на выкипание. Водитель должен был периодически откручивать заливные пробки, доливать воду и измерять плотность классическим ареометром. В то время использование индикатора заряда было нецелесообразным и не позволяло экономить ресурсы аккумулятора.
Обычно индикатор заряда устанавливается в одну из средних банок аккумулятора. Однако, для более эффективного контроля электролита и его состояния, было бы правильнее устанавливать индикатор заряда в крайнюю банку. В таких банках электролит сильнее всего выкипает, они работают в усиленном режиме относительно остальных банок, поэтому контроль состояния электролита был бы более разумным в этих проблемных банках. К тому же на крайних банках расположены клеммы, что также упрощает контроль и обслуживание электролита в этих банках. Таким образом, установка индикатора заряда в крайнюю банку аккумулятора может повысить его надежность и продлить срок его службы.