Цирк для советских граждан — один из главных способов досуга наравне с парками культуры и отдыха или зоопарком. Возможно, всё дело в ощущении магии, которая происходила только под куполом. Здесь можно было расслабиться, посмеяться, увидеть экзотических животных и возможности человеческого тела. На арене рождались настоящие звёзды. Например, «студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, просто красавица» Наталья Варлей или «балбес» Юрий Никулин. Но мы расскажем о менее известном, но не менее легендарном дуэте воздушных гимнастов Степана Разумова и Полины Чернеги.
Весь зал замер. Диктор торжественно объявляет артистов. Степан разгоняет по кругу снаряд, а затем поднимается вместе с Полиной. Её шёлковый шлейф развивается и через секунду слетает с гимнастки. Время первой поддержки. Девушка держит гимнаста за одну ногу, пока гимнаст висит головой вниз. Всё происходит легко, в движении, пока трапеция раскручивается быстрее. Пара меняется местами, и уже Полина висит над ареной и начинает резко вращаться вокруг своей оси. Знаменитая «вертушка» срывает бурные аплодисменты. Кажется, эти двое созданы работать вместе.
Полина
Полина Чернега родилась в 1908 году. Будучи ребёнком, её отец боцман передал дочери главное наставление: «Учи иностранные языки. Без них, как я думаю, со временем трудно придется». Девочка поняла слова по-своему и решила стать балериной. Язык искусства понятен многим. Балетным классом руководила Дора Алидорт — ведущая солистка Одесского театра оперы и балета. К выпускным экзаменам первого курса репетировали танец фей из «Спящей красавицы». Полина была феей сирени. В числе гостей оказались и артисты гастролирующего тогда в городе цирка.
После экзамена к балерине подошел гимнаст Степан Разумов и пригласил на своё выступление в цирк. Степан писал в дневнике, что его группа «Торнео» искала для номера «девушку, которая умела бы садиться на шпагат». Полина откликнулась, начала репетировать и благодаря тренировками развила свой потенциал. — с тем, чтобы в дальнейшем перейти на более сложные трюки. Однако цирковые гастроли подходили к концу. Степан должен был ехать с труппой в другой город, а Полина не присоединилась. Во-первых, она была еще школьницей, а во-вторых, нельзя было бросить маму, которая, овдовев, тянула всю семью.
Степан
Степану было всего десять лет, когда он лишился отца. Мать одна воспитала четырнадцать детей. Перепробовав несколько специальностей, Степан остановился на профессии токаря. Всё шло хорошо: работал на заводе «Красный Аксай», получил шестой разряд и считал свою жизнь определившейся. Напротив дома тогда стоял цирк Машонкина, и мать будущего гимнаста сдавала комнаты артистам. Степан быстро находил с ними общий язык и часто бывал на представлениях.
Парень быстро увлёкся цирковой жизнью. Помогал на манеже жонглеру, ухаживал за лошадьми, во дворе установил самодельную трапецию и репетировал свои номера. В 1928 год Степан попал в труппу. Первые неудачи, травмы, новые элементы, тренировки породили в голове артиста идею — создать собственный номер и найти партнёршу.
Начало дуэта
После первой встречи на отчётном концерте между Полиной и Степаном завязалась переписка. Однажды девушка написала, что решила оставить балет. Уже летом 1937 года в Пятигорске дуэт представил свой первый номер «Воздушная торпеда». Так у Полины началась цирковая карьера. Номер просуществовал до 1942 года, но пара хотела нового и они создали «Пропеллер в пике».
В ступицу винта вставили ось электромотора. К концу одной лопасти приварили шарнир, на котором укрепили длинный металлический шест — «бамбук». На бамбуке две петли: нижняя — для Чернеги, верхняя — Разумова. Под куполом цирка винт вращался со скоростью 45 оборотов в минуту. Возникающая при этом центробежная сила отклоняла бамбук на 60 градусов от вертикали. Дуэт увёз свой номер в Москву и там, на Всесоюзном смотре циркового искусства, получил первую премию.
Перед очередным выступлением в Ленинграде Степан заметил, как оглушительно лопнула лампочка под куполом. Спустя минуту над манежем Разумов повисает вниз головой на «бамбуке», пропеллер вращается, и Полина исполняет вторую часть элемента. Металлическая труба тут же обламывается у ноги гимнаста, и девушка летит вниз с высоты 22 метров. Инстинктивно выбросив вперёд правую руку, Степан попадает большим пальцем внутрь трубы и указательным снаружи. Всего два пальца с нечеловеческим усилием ухватили трубу с партнершей. Цирк оцепенел, у Полины затекают глаза, пальцы соскальзывают. Только быстро подоспевший ассистент с лестницей спас артистов.
Под куполом и под венцом
После стольких пережитых моментов пара сблизилась и поженилась. Полина писала, что за время Второй мировой войны дуэт выступил 1742 раза во всех уголках страны: от Дальневосточного до Западного фронтов. Их имена на слуху, а цирки, где они выступали, собирали полный зал. После войны Разумов и Чернега гастролировали в Китай, Кубу, Бельгию, Венгрию и другие восточноевропейские страны. В 1954 году их новый номер «Полёт на стреле» был включен в картину «Укротительница тигров» с Людмилой Касаткиной в главной роли. Через экран телевизора пару гимнастов теперь узнал весь Советский Союз.
«Свой номер я передала молодой артистке, — писала Полина. — Надо сказать, что ни в цирковом училище, ни в студии нет отделения по подготовке дрессировщиков. Обычно такую работу получают дети по наследству, либо дрессировщик, уходящий на пенсию, подготавливает себе замену» В 1978 года Полина написала заявление об уходе на пенсию. Через 11 месяцев ушёл из жизни Степан. Новая пара артистов Марина и Владимир Мяловские достойно продолжили дело своих легендарных учителей.
Автор текста: Денис Мусаев
Специально для НЕБО СПОРТ